Стокгольм для меня как первая любовь. Это первый по-настоящему европейский город, где я побывал. Может быть поэтому, а скорее всего потому что это действительно очень красивый город с потрясающим архитектурным ансамблем и культурным ландшафтом, мне так нравится возвращаться сюда. Но зимой мне тут бывать еще не доводилось.
Сегодня днем, несмотря на буран, немного погуляли по Стокгольму и смогли прочувствовать как сказочную реальность, так и реальную сказку столицы Скандинавии в снежный период.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2560.jpg)
С утра на Швецию набросилась самая настоящая снежная буря. Дороги завалило снегом и наши хозяева (мы живем в северном пригороде Стокгольма, в 60 км от центра города) даже выражали сомнения, что мы без проблем сможем добраться до шведской столицы.
На дорогах действительно надо быть предельно осторожными - сильный боковой ветер и снег, стремительно заносящий шоссе.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2439-1.jpg)
По прибытию в город первым делом немного погуляли по Гамла Стану - историческому центру Стокгольма, место притяжения церквей, узеньких улочек, сувенирных магазинов и туристов.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2452.jpg)
Впрочем, последних в это время года немного. Хотя даже летом, когда на Вэстерлонггатан, главном сувенирном променаде Гамла Стану, не протолкнуться от русских туристов, параллельные ему улицы тихи и фотогеничны. Они аутентично изгибаются, одновременно с этим вздымаясь и опадая, как грудь при неровном дыхании. Но зимой к этой картине добавляется еще и падающий снег.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2475.jpg)
И мерзнущий
igor_ant ![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2463.jpg)
Он-то думал, что едет в Африку…
Прошвырнувшись по Гамла Стану, перешли в район Содермальм и поднялись на смотровую площадку, чтобы с высоты прибрежных скал посмотреть на центральную часть города
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2444.jpg)
Летом он все же выглядит по-другому (вот вернусь домой и выложу фотосессию летнего Стокгольма)
Содермальм - бывший район проживания пролетариата, а ныне - среднего класса и богемы, сейчас похож на скриншоты из ролевой компьютерной игры
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2446.jpg)
В этом здании наверняка дадут очередной квест
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2449.jpg)
Квест нам не дали, зато организовали отличную прогулку по Стокгольму современному.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2515.jpg)
Мы привыкли, что Стокгольм это острые шпили кирх и уютные домики, на крыше которых живет по Карлсону (показывать «домик Карлсона» в Гамла Стане - это придумка российских экскурсоводов, которых задолбали этим вопросом туристы. На самом деле сама Астрид Линдгрен указала на дом Карлсона в более отдаленном районе Вассастан). Но это еще и город социалистических градостроительных экспериментов.
Не все из них были удачными. Например, в 60-е годы социалистическое правительство Швеции решило в 10-летний период построить миллион новых квартир, чтобы обеспечить жильем растущее население страны (прежде всего, молодежь). Концепция получила название «Программа «Миллион» или «Миллион-Программ» (Miljonprogrammet). Миллион квартир действительно построили, но качество пострадало от количества.
С тех пор, показывая на бетонные коробки на окраинах крупных городов, шведы вздыхают: «Вот она - «Миллион-Программ». В общем, скандинавский мотив нашей песни о дешевом массовом жилье и хрущебах.
Правда, это все небольшое преувеличение. Википедия сообщает, что лишь 16% построенных домов были бетонными многоэтажками, тогда как половина была рассчитана вообще на одну семью. Но факт массового появления бюджетного неаттрактивного жилья это не отменяет. Сейчас в таких районах в основном проживают иммигранты.
Еще одна градостроительная концепция, которую принято считать неудачей - это новая застройка района Норрмальм - к северу от Гамла Стана. Раньше здесь был район Клара со старой застройкой и маргинальным контингентом - эдакая стокгольмская Хитровка. Проблему решили радикально - просто снесли район в 50х-60х гг. и построили деловой центр. Причем не просто снесли дома, но и спрямили улицы холмистого района, взорвав неровности. Теперь район многоуровневый: сначала система автомобильных магистралей-мостов, потом офисно-торговые улицы, потом подземные торговые площади и пешеходные переходы, потом метро.
Стекло-бетонную застройку в стиле функционализма (привет Кобюзье и большинству ВУЗов Москвы, особенно 1 и 2 Гуманитарным корпусам МГУ) сейчас модно называть отвратительной, а особенно надо ненавидеть пять одинаковых коробок-высоток на площади Хоторгет, которые до зубной боли напоминают дома-книжки на Новом Арбате.
И вот тут проявляется скандинавский подход. У нас «книжки» приспособлены для рекламы сотовой связи (а если повезет - для скандальных баннеров журнала Esquire), в Стокльгоме же действует программа «Настроение города». Вы можете зайти на специальный сайт и кликнуть на смайлик, соответствующий вашему текущему настроению: от красного грустного до зеленого радостного. В зависимости от общего «счета» ночная подсветка этих пяти небоскребов меняется от красного до зеленого в режиме реального времени.
Т.е. можно зайти на сайт глубокой ночью, когда все спят, и «накликать» свое настроение на одну из важнейших доминант города.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2484.jpg)
(вид на пятерку Хоторгскаропна с крыши отеля «Кларион»)
Кстати, концепция многоэтажного города, о которой я говорил выше, это нормальное явление для Стокгольма. В центре Норрмальма активно применяется т.н. «овердеккинг», когда один слой города строят поверх другого.
Так, под главной площадью района, Сергелс-торг, находится еще одна площадь для общественных собраний, а под ней торговый центр а ля московский «Манеж».
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2589.jpg)
Но это что! Видите, на фото снизу пути, уходящие от железнодорожного вокзала, расположенного также в этом районе?
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2479.jpg)
Так вот скоро все это будет перекрыто новыми улицами и площадями.
Стокгольм - город растущий не только вширь, но и вверх и вниз.
Но больше всего поразил район Хеммерби, находящийся южнее Содермальма, т.е., по московским меркам, сразу за Садовым кольцом.
Здесь были применена концепция «энергетически пассивных» домов.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2495.jpg)
У каждого дома на крыше есть солнечная батарея. Материал, из которого сделан дом улавливает тепло человеческого тела, пуская его на отопление и проч. На крышах разбиты садики и расставлены лежаки.
Район выстроен вокруг полусоленого полузалива-полуозера, по которому ходит бесплатный паром.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2514.jpg)
Камыши у берега, как и мостики - это работа ландшафтного дизайнера.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2518.jpg)
Специальные люди рассыпают корм, чтобы в камышах жили птицы.
Когда их нет - им на помощь приходит Игорь, который пытается покормить лебедя не то латвийскими продуктами, не то собственными пальцами.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2502.jpg)
На шум, под музыку Грига «В чертогах горного короля» приплывает десант чаек. Приходится ретироваться.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2506.jpg)
В квартале построили, также, мост. Он на вантах, чтобы - внимание!!! - дети могли прыгать на нем, тем самым раскачивая его в свое удовольствие.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2520.jpg)
Мы попробовали - работает! И качка, и удовольствие.
Еще здесь есть общественные машины, которые можно заранее забронировать и съездить по делам, не покупая, тем самым, дорогую машину, которая нуждается в дорогостоящей парковке, бензине и ТО.
Еще здесь вакуумная система централизованного мусоропровода. Чтобы не будить жильцов звуками мусороуборочной машины, мусор (не забывайте, что здесь 5-7 разных урн для разного типа мусора) по пневмотрубам (привет, Футурама) доставляется в определенное удаленное от жилья место, где его уже забирают.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2522.jpg)
Еще - в общем, хватит уже. Это тот социализм, который мы строили, строили, но так и не построили.
А жаль - все могло бы быть как в Швеции. И, возможно, даже лучше - у нас климат не такой непредсказуемый (привет, Паршев).
Нас еще много куда возили - например, на мусороперерабатывающий завод, который находится в скале - раньше тут было атомное бомбоубежище. И катали по стокгольмской кольцевой - системе туннелей, делающей город свободным от пробок, объясняя концепцию и особенности дизайна туннелестроения (например, как меняется внешний вид потолка туннеля при подъезде к развязке - изменение внешней среды повышает концентрацию водителя)…
Очень здорово наблюдать, как город работает изнутри. И очень горько понимать, что по сравнению с этой средой с ее автобусам на биогазе, и подзарядках для электромобилей на обочине, мы живем почти что в каменном веке. И наша борьба с пробками - это гордое изобретение колеса в век межгалактических перелетов.
Спасибо ребятам из
«Свеа-Тур», которые организовали и провели нам эту, без всяких преувеличений, уникальную градоведческую экскурсию. Жаль, что я не знал их два года назад, когда привозил сюда студентов.
День мы закончили там же, где и начали - в Гамла Стане.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2535.jpg)
На узких улицах ветра не чувствовалось, а снег валил совсем по-новогоднему. Или, раз уж мы в Западной Европе, по-рождественски.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2546.jpg)
Везде уже сверкают елки
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2548.jpg)
Их же продают в переулках
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On the road to Africa - 2010/resIMG_2542.jpg)
На площади Стурторьет - моем любимом месте Гамла Стана - работала ярмарка.
Днем
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2440.jpg)
и ночью
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2566.jpg)
Пить горячий глёк с печеньем с корицей и смотреть на рождественскую елку окруженную яркими лотками и средневековыми домами - это некая мистерия, смешанная с катарсисом, после которой город переносит тебя на иной план - в свою сказочную ипостась.
Сказка поджидает на пустых узких улочках.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2580.jpg)
Иногда она добрая и снежно-романтичная
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2576.jpg)
А иногда готически-страшная.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2581-3.jpg)
С фонарями в сумраке и фигурой, затаившейся за углом.
Но, конечно, доброго здесь больше, чем злого. А как еще может быть в светлом-светлом городе, между дремучими лесами и синим морем, раскиданным по сотне островов и поддерживающем низкое северное небо острыми шпилями своих романтических кирх.
И пусть датчане оспаривают в судах титул «столица Скандинавии» - я-то знаю, что это столица не столько историческая и экономическая, сколько скандинавская столица моей души.
Välkommen!