Какая симптоматичная ситуация в Краснодарской драме для всего состояния региональной культуры. Театр лихорадит. Пройдя через целую серию скандалов и увольнений, длящихся уже с пятилетку, Краснодарский театр драмы вновь на распутье, стал притчей во языцех. Отсутствие сильной художественной личности у руля и безволие, нерешительность властей. В Краснодарской драме какое-то время назад успешно работал Александр Огарев. Он поставил там несколько спектаклей, которые во многом можно считать лучшими в его карьере. Привлекал интересную театральную молодежь, художников, позволял ставить новые любопытные пьесы. Случился конфликт с директором, но увольняют не директора, а Огарева, изгоняя незаурядную творческую личность. Режиссеров гораздо меньше, чем директоров! Через полгода выгоняют и этого директора, допустившего бессмысленный разрушительный конфликт. Остается в буквальном смысле выжженное поле. Которое на скорую руку пытаются закрыть, заслонить смутной, никому не известной фигурой режиссера массовых действий, который успел не только за несколько месяцев поссориться с артистами, снять им не сделанные спектакли, но и наговорить много смешной ерунды. И на самом деле вопрос - в смелости власти и доверии власти к творческой личности. Надо доверять таланту, помогать таланту. Нет художественной личности в театре - ничего не будет склеиваться, хоть весь состав меняй.
Но вот в чем парадокс. Краснодарские молодые артисты (Арсений Фогелев, Алексей Мосолов и Виталий Борисов), которые как раз в этом театре работают, устают от этого чресполосицы. Им грезятся театральные события, слава, новые интересные технологии, приемы, тексты, подходы. Они слушают все, что происходит за пределами города, улавливают дух времени. И вот трое артистов Краснодарской драмы обустраивают альтернативную площадку - Один театр. Снимают за свои средства зал в бывшей типографии, оборудуют его на свой риск и страх, облагораживают. Там в фойе - старая мебель, которую нашли почти на помойке. Но кто-то со вкусом и чувством изящного преобразовал бедность и "замусоренность", фабричные стены и коридоры, лестницы и полумрак - в эстетику и уют. Находясь в заранее невыгодном положении и еле-еле сводя концы с концами, этот частный Один театр постепенно собирает вокруг себя потрясающую публику, которая ходит, любит такой свободный и открытый театр. Принимает и обожает его. Я видел пытливую, любопытствующую молодую активную публику, для которой открытость, демократический дух Одного театра был гарантией культурного впечатления, новизной этого впечатления.
Вопрос в чем? В том что в России, к сожалению, никогда не будет устроен такой социальный лифт: из гаражного искусства - в большой мир. Никакие успехи частного театра не заставят власть прислушаться к мнению вот этих молодых артистов, которые что-то реально смогли сделать на собственной, частной территории. По сути ведь если ребята смогли создать влиятельную и сильную структуру на стороне, то рано или поздно им имеет смысл передоверить более мощную структуру. Но для государства, как мы много раз уже могли в этом убедиться, частная культура, культура, построенная на частной инициативе, словно бы не является культурой вообще.
В Одном театре я был около месяца назад. Настоящий живой театр. Детище удивительной частной инициативы, желания что-то сделать с нуля, из ничего. Быть активными и добиваться внимания, успеха. Я видел три спектакля. "Невеста" - первая работа театра, бытовая зарисовка из жизни молодежи, смешные, очень узнаваемые герои с типичными психозами горожанина начала XXI века и интонациями сегодняшнего дня. Пластический спектакль "Proгон" - нежное, трогательное сочинение с трагическими детальками о состоянии современной любви с ее потерями и травмами. Интересно само желание драматических артистов самостоятельно зайти на территорию контемпорари, стать перформерами. И, наконец, редчайшее в российском театре обращение к текстам Виктора Пелевина - "Затворник и Шестипалый": мистический спектакль-путешествие с шизоидной сюрреалистической реальностью. Геометрические построения, ощущение бескрайности вселенной. Спектакль о бессмысленности жизни и ценности этой бессмысленности, о том, что есть только путь, но нет цели для движения в космосе.
Актерски все три спектакля выглядят весьма убедительно, это неплохой фестивальный формат для внутрироссийского рынка. И само по себе раритетный феномен - действительно частный некоммерческий небогатый, с кучей проблем театр, которых по всей стране не больше дюжины, увы. Спектакли ставят сами артисты, потому что в Краснодаре режиссерских школ нет и им вообще неоткуда взяться в глубинке России (жуткая проблема образования). Но надо сказать, что театр ставит перед собой очень серьезные задачи, обращается к зоне непривычного, неизведанного, в том числе и в литературе - и поэтому есть надежда, что эти самоделки приведут кого-нибудь из них к серьезным проявлениям в режиссуре.
Талантливые, инициативные, активные люди научились самостоятельно справляться с инертностью. Им жить не скучно. Но парадокс в том, что нет в России этого механизма перетекания частной инициативы в систему рангом повыше. Мы могли все это время наблюдать, как после десяти-пятнадцати лет вот такого полуподпольного, без какой бы то ни было поддержки существования сох и ветшал частный театральный сектор, потому что вовремя не находил апгрейда, новых ресурсов.
http://odinteatr.com/