Mar 24, 2014 12:43
Даю две цитаты из последней книги Виктора Некрасова "Маленькая печальная повесть", которая отражает умонастроения интеллигенции по ту и сю сторону границы середины 1980-х. В эти цитатах видно, как те, которых сегодня отрицатели нового театра приводят в пример, были в свое время обвиняемы ровно в том же самом. Это вечный вопрос глухоты и непоминания, а также пресловутого недоверия к молодым.
"Коля Ветров /…/ говорил о последних московских премьерах. Молодость безапелляционна, досталось от него и Любимову, и Эфросу, и Ефремову, даже лучшему, на его взгляд, среди всех -Товстоногову, но, в общем-то, его взгляды показались Ашоту близкими. Оба сошлись на том, что с классикой просто беда. Режиссерам обязательно надо найти "своего" Чехова, "своего" Гоголя, все хотят быть Мейерхольдами, слова в простоте не скажут. Не пора ли пересмотреть все это? Не искать собственной трактовки "Трех сестер" или "Гамлета", а попытаться смотреть на пьесу глазами самого автора. Пиранделло пусть будет Пиранделло, Ионеско - Ионеско, а Чехов останется Чеховым. "
"На работу не сразу, но устроился. Сначала осветителем в театре "Одеон". Посмотрим, что у них за театр, думал он. Разочарование пришло почти сразу же. Смотрел на сцену из своей, под потолком, ложи с прожекторами и злился. Потуги, потуги, не больше, опивки. Сходил в "Комеди Франсэз", в "Театр де Пари" - все то же, орут, прыгают, проваливаются, цирк какой-то, очевидно, думают, что так было у Мейерхольда. Классика - Расин, Мольер - туда-сюда еще, а вот посмотрел "Вишневый сад" ("Питер Брук! Как, вы не были еще на Питер Бруке?") и просто растерялся, все действие почему-то лежа. Раневская, Гаев - все на полу. В фижмах, рюшках, пышных юбках - и на полу. И Гаев в сюртуке валяется. Поместье еще не продано, а мебели - нет. Что все это значит? Новации? С "Трех сестер" со второго акта убежал. Тузенбах и Соленый в ярко-красных штанах хлещут коньяк "с горла". Нет, это не театр."