Feb 01, 2012 00:33
Крымовские спектакли все более радикальны, перверсивны и мизантропичны, но все более и более непостижимы. Смотреть надо непременно бежать. Во-первых, прекрасный театр художника. Во-вторых, игра Марии Смольниковой как всегда вызывает бурю восторга: актриса из вчерашней дебютантки превращается в настоящую театральную звезду, у которой здесь - полдюжины прекрасно сыгранных ролей. В-третьих, таким театром более никто не занимается - алогичным бурлеском, приобретшим лоск трагического кабаре. Хотя именно в "Горках" есть очень много коннотаций к "Лиру" Богомолова и к "Зимней войне" Кристиана Смедса (расстрел культуры в финале - просто оттуда; только у финнов умирала Мумми-мама, а у Крымова советские и несоветские мультипликационные персонажи). Крымов дает три эпохи из жизни русского театра и русской истории. Сцена с Забелиным из "Кремлевских курантов", сыгранная три раза, где образ Ленина все более и более мельчится, пока вождь не превращается в писклявого, питюкающего пигмея с женскими кулачками, которого засасывает белое кресло. Засушенная Крупская, Дзержинский-кентавр, зеленая лампа и Забелин - реинкарнация теле-Малахова с концептом уринотерапии. Гениальная шутка про карту России, которой Ленин накрывает всех присутствующих как саваном с письменами, которые сам разобрать не может. Затем "А зори" Бориса Васильева, где жуткий Васков с признаками вырождения на лице ведет свой кукольный женский батальон (героинь исполняют четыре куклы и одна вочеловечившаяся Осянина) на верную смерть в оперной красоты лесу и зарывает их, принеся в жертву неизвестно ради чего. Третий сюжет - розовские мальчики, где в шумный день Олег (он же бывший Васков) картинно рубит стол и нехитрую посуду. Вся эта театральщина высмеивается простой зрительницей подшофе (бенефисный выход поразительно документальной, вызывающей и смех и слезы Смольниковой), у которого актеры украли кошелек. Так, очевидно, реализуется метафора истории, брошенной в очаг культуры, заболтанной, оболганной стереотипным изображением в зеркале сцены. Просто как по Розанову: "Зрелище Руси окончено. С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес. - Представление окончилось. Публика встала. - Пора надевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось.". Далее следует расстрел труппы и пришедшего к ней на помощь целого войска мультипликационных персонажей.
Как это всё понимать и разбирать - я не понимаю) Но смотреть этот безответственный, дико талантливый и самоироничный комикс про никак не отпускающее нас прошлое бесконечно интересно.