В "Крысолове" действует один артист Александр Форманчук. Он в бесстрастной, сухой "климовской" манере читает рассказ Грина "Крысолов", не лишенный литературных достоинств, такой полунаркотический-полувизионёрский монолог о состоянии сознания в постреволюционной сокрушенной империи. Видения, ужас, чума, крысы, эскапизм, кошмарные картины разрушающейся цивилизации, голодные обмороки, помешательство, расслоение реальности и вымысла.
В этот момент в зале сидит художник и рисует на планшете в изумительной графической манере различные картины. Рисунок переносится проектором на задник. Образы соединяются, разъединяются, штриховка размывается или напротив уточняется, и первоначальный хаос линий преобразуется в осмысленные рисунки. То есть по сути это синтез монотеатра и театра художника. Секрет в том, что единственный свет, который используется в спектакле, - это пучок света из лунки проектора. То есть художник фактически рисует и на планшете, и как бы на теле артиста, но еще и естественным образом "фильтрует" световое наполнение, светосилу спектакля. И воля художника - высветлить артиста, сделать его, олицетворяющего читаемый текст, частью живописи онлайн, или, наоборот, "выключить" артиста, зарисовать, заштриховать. Весь часовой спектакль - это сражение артиста с картинкой, битва, в которой, разумеется, побеждает картинка, вымышленная реальность. Настоящее, сущее, бытие умирает, не выдержав испытания, не выдержав схватки. При этом стиль графики - такой готический, отчасти Гойя, отчасти Сикейрос, отчасти традиции советской книжной графики. Это вообще текста Грина, где писатель в начале 1920-х годов вдруг обнаруживает в современности новое средневековье, новое варварство - отсюда и живописные образы.
Центр им. Вс. Мейерхольда
Четверг 9 декабря (в 19.00, большая сцена)
Киевский театр «Вильна сцена»
КРЫСОЛОВ
3D-книга по рассказу Александра Грина
Режиcсер Дмитрий Богомазов
Звук Виктор Власюк
Режиссер по пластике Лариса Венедиктова
Видео-графика Александр Чаморсов, Анна Звягинцева
Моноспектакль Александра Форманчука (артист Национального академического драматического театра им. Ивана Франко)
Александр Грин: "Сочинительство всегда было внешней моей профессией, а настоящей, внутренней жизнью являлся мир постепенно раскрываемой тайны воображения."
Удивительное умение странного сказочника Александра Грина вторгать фантастическое в реальное блестяще воплощено в одной из лучших новелл писателя «Крысолов». В поздний период творчества Грин от необычайной сгущенности романтического перешел к изображению «непридуманности придуманного». Придельная интенсивность фантазий, красок, романтики «Алых парусов» сменилась черно-белой светописью сурового и мрачного Петрограда 20-х годов и в переходе, а затем и в столкновении таких вечных понятий, как добро и зло. В "Крысолове" удивительны два пласта мира: крысиный, полный, зловещей фантастики и причудливости и человеческий - достоверный и горестный, выраженный в трех людях, в трех образах. Эти люди, что самое главное, не потеряли одной, такой возвышающей их над хитроумными и изворотливыми крысосуществами способности - любить. Этот спектакль - попытка языком театра и современных медиатехнологий воплотить на сцене поэтику блистательной литературы.
Премьера - 4 сентября 2010 года.
Вход свободный, по приглашениям.
Заказ приглашений: meyerholdcenter()gmail.com или по т. 363-10-79.
Художественный руководитель центра
ВАЛЕРИЙ ФОКИН
Справки по телефону 363 10 79, 363 10 43, 363 10 46
www.meyerhold.ru; meyerholdcenter()gmail.com
Адрес: м. «Менделеевская», Новослободская, 23