Послание в никуда

Sep 22, 2010 12:27


Вчера звонили из администрации Медведева, просили рассказать о проблемах театра, где требуется вмешательство правительства. Якобы будет записка президенту и обзванивают многих. Я почему-то поверил, сосредоточился и сам для себя, прежде всего, сформулировал: в чем действительно без государства театру не справится. Все же ведь большинство проблем на самом деле можно решить и без него - творческих, по преимуществу. Не знаю, что выйдет из этой записки, но сам для себя я что-то понял, сформулировал тезисно.

- Необходим институт, продвигающий русскую культуру за рубежом. Институт Льва Толстого. Слава, она всегда отраженная: через других, через другие страны. Скажем, современная русская пьеса всегда продвигается за рубеж за их счет, и это граждански постыдно. Почему-то поляки или американцы интересуются нашим искусством и готовы платить за это, а у нас нет потребности в движении out. Наш театр минимально представлен на крупнейших театральных фестивалях мира - есть проблемы с финансированием таких гастролей, и огромная проблема - границы и таможня, где, как известно любому презентору, без взятки не проедешь с декорацией. С другой стороны, вот что невероятно: я сейчас прочел с целью экспертизы синопсисы немецкоязычных пьес, потенциально готовых быть переведенными силами Гете-института на русский. И парадокс в том, что в числе этих предожений Гете-института пьесы драматургов, родившихся в начале 90-х, в конце 80-х, то есть совсем молодое поколение уже входит в ротацию различных культурных ведомств Германии, с ними начинают работать промоутеры и презенторы с уже их первых шагов. А кто в России из молодых может похвастаться тем же, вниманием высоких культурных учреждений? Люди до 50-ти в театре, как известно, пока еще бегают за пивом, мальчики-девочки.
- Нужен если не закон о театре, то какое-то унифицированное объяснение чиновникам, что такое государственный театр в России, зачем он нужен государству, на каких принципах и зачем государство дотирует театр и что театр должен государству, а что не должен. Иначе выходит так: если городской глава театр любит и понимает, театр в городе благоденствует; если губернатор любит спорт или сауны, театр еле выживает. Отношения театра и власти приобрели в последние годы характер остервенения: чиновники искренне не понимаю, зачем театр и почему он не может зарабатывать деньги, как торговая точка. Большинство театров в провинции страдают от непомерных нормативов: нужно гнать репертуар, клепать премьеры, нужно обеспечивать заполняемость зала, бешенное количество спектаклей в год. В таком жестком экономическом диктате нет пространство для риска, лаборатории, эксперимента, воздуха. Нужно отчитываться за каждую копейку, деньги должны тратиться четко по конкретным статьям расхода. Чтобы выплатить гонорары драматургам, режиссерам, их устраивают уборщиками или машинистами сцены. И т.д., и т.п.
- Необходимо лицензирование или регулярная экспертная оценка театров, идущая от власти. Неэффективных менеджеров нужно заменять, нельзя допускать, чтобы неэффективные директора или худруки сидели по 50 лет в одном кресле, узурпируя власть и приватизируя здания. Суперактивные театры и суперпассивные театры по сути получают одно и то же финансирование: почти нет экономической зависимости от активности и успеха театра. Какой смысл тогда заморачиваться? В особенности неэффективные менеджеры оседают в провинциальных театрах, в маленьких городках и выжигают любую инициативу вокруг. Театры, которым ничего не нужно: ни гастроли, ни фестивали, ни новые режиссеры, ни новые пьесы, они работают только для детишек местного двора, стригут купоны. Театры-броненосцы, театры с закрытыми дверями. Такие театры необходимо законодательно растормашивать, используя какой-то умный индекс эффективности. Должна быть экономическая или кадровая зависимость: если театр не эффективен долгие годы, надо что-то менять. Такие театры - зло, в особенности в малых городах, где по сути 1-2 театра на город, и если такой театр покрыт броней, значит нет вакансий для новых художников. Необходимо хотя бы на какой-то процент уменьшить миграцию из провинции в столицы, необходимо постоянно создавать новые рабочие места и вакансии, чтобы Москва не высасывала специалистов из России, а, напротив, давала возможность им осесть и работать максимально эффективно.
- Необходимы целевые программы для поддержания "нетеатральных" регионов. Театральная карта России клочковата. Москва, Петербург, Поволжье, национальные автономии, Урал, Сибирь живут полноценной театральной жизнью. Юг и Север России, Центральный регион (города вокруг Москвы), Дальний Восток традиционно пассивны - меньшая фестивализация регионов, меньше эффективных менеджеров в театрах, меньше потребностей и возможностей консолидации, в том числе и возможностей локального объединения.
- Нет связи между молодежными, авангардными, новыми театрами и театральными академиями. Молодые режиссеры, новая пьеса словно бы зажаты в резервациях, гетто (ЦДР, Док, Практика, ЦИМ, На Страстном, Фабрика и т.д.) и к ним почти нет никакого интереса со стороны "театров с колоннами". Последние не интересуются театральными экспериментами, новыми технологиями. Закон бизнеса: из подвалов и гаражей лучших привести за руку к вершинам истеблишмента, дать молодым новые возможности, новые горизонты, пока еще сердце горячо и глаз не мутен. Новое режиссерское поколение сегодня закисает в этом гетто, не получая вовремя новых территорий.
- Нет возможностей для развития частного театра в России, если он не ставит целью коммерческий вариант развития. Частная театральная инициатива невозможна без поддержки государства, частных театров - на пальцах одной руки. Коммунальные расходы и аренда сожрут любую частную инициативу. Нет закона, который применял бы налоговые послабления или скидку на коммуналку, если преследуются интересы культуры, социальные интересы, интересы комьюнити.
- Кризис театральной прессы. В России нет учрежденного государством театрального издания, где, в частности, обсуждались бы вопросы, подобные этим. Вся специфическая театральная пресса подчинена тем или иным театральным организациям, а, значит, не объективна. Наметилась очень серьезная проблема с новым поколением критиков: им негде стартовать, вакансий нет.
- Создание открытых площадок в провинции. Открытые площадки в Москве серьезно раскрепостили театральную ситуацию, и провинции необходимо перенимать этот опыт. У репертуарного театра, чтобы он окончательно не превратился в броненосца, должна быть альтернатива, конкуренция.
Previous post Next post
Up