Что случилось в 70-е годы с европейским кинематографом? В чем суть этих экспериментов и изысков, отнюдь не украшающих фильм, а наоборот, ставящих его для зрителя на грань «смотреть или не смотреть дальше». Картины Годара, которые мы обсуждали не так давно, теперь вот Бертолуччи, «Стратегия Паука», 1970 год, Италия.
У меня нет никаких сомнений в том что темы поднимаемые в картине весьма глубоки, и актуальны даже и теперь, достаточно сказать, что проблема затронутая Бертолуччи, затем была определенным образом прочитана в «Покаянии» Абдуладзе, да и сюжетные ходы потом использовались в других резонансных картинах, но с точки зрения зрителя, который хотел бы не только немного поработать головой после просмотра, но и получить некое эстетическое удовольствие, эта картина, на мой взгляд, не вполне такова.
Два слова о сюжете. Сын антифашиста, погибшего, как все считают, о рук местных сторонников Дуче (действие происходит в Италии), приезжает в город юности своего отца. В городе все как положено, улица имени антифашиста, бюсты, благодарные горожане помнят героя и узнают в сыне своего знаменитого земляка. Дальше начинается странное.
Расследование сына приводит его к разгадке убийства, и оказывается, что убили героя-антифашиста... его же товарищи по его же просьбе.
Последние 15 минут фильма, собственно и вмещают весь смысл картины, который вот в чем, как я его понял разумеется, - антифашист, понимая, что его товарищи никуда не годятся и задуманное им покушение на Дуче, обречено на провал с такими соратниками и, более того, в итоге они же только лишь и пострадают без всякого толка, решается на дерзкий план. Он доносит правительству о спрятанной бомбе, признается в мнимом предательстве друзьям и как единственный достойный выход из ситуации, предлагает им его убить, но не как предателя, а как героя, а убийство свалить на фашистов. В итоге он становится героем и мучеником, фашисты очерняются как подлые убийцы. Никто, кроме него в итоге не пострадает, потому что в голову никому не придет подозревать его друзей в убийстве своего вождя. А Атос Маньяни становится знаменем антифашизма. Здесь есть некоторые параллели с евангельской историей, но вот именно что только параллели.
А по сути, это не что иное как подмена. Ведь уловленные таким образом души (в паутину лжи, конечно, в этом и есть стратегия паука) неспособны ни к чему настоящему, они полумертвы и обессилены этой паутиной лжи. Недаром население городка состоит почти из одних стариков, ведь старость - символ бессилия.
Этот ход Артоса Маньяни кажется очень умным, как и сам он кажется таковым, когда обставляет свою мнимую героическую смерть цитатами то из Макбета, то из Жизни цезарей. Но это мудрость человеческая и даже совсем не лишенная пафоса и героизма, но игнорирующая основополагающее человеческое - табу на ложь для настоящего героя, терпит фиаско. Как сказал король Лир «из ничего и выйдет ничего».
По сути в картине Бертолуччи, возможно впервые, ставится проблема, которая потом благодаря Абуладзе, взорвет наше общество. Если герой - мнимый и его героизм основан на лжи, следует ли вскрыть эту ложь, зачеркнуть память мнимого героя, даже если он твой отец и обрести в итоге силы для движения дальше, вперед, или следует лгать, лгать, лгать, запутываясь во лжи все больше и больше? И ответа на этот вопрос на самом деле нет, потому, что дихотомия здесь ложная, а Берталлучи и за ним Абуладзе об этом своим зрителям не говорят, не хотят или сами не знают? Дихотомия ложная потому, что предлагая сорвать маску с ложного антифашиста и ложного героя, фактически совершают надругательство над памятью героя истинного, разве не было в Италии настоящих антифашистов?
...Любовь моя, завтра на заре расстрельный взвод фашисткой республиканской гвардии положит конец моей жизни. Перед смертью хочу сказать тебе, что ты всегда была моей единственной любовью, если бы я остался жив, я бы женился на тебе и сделал бы тебя счастливой в эти трагические моменты, вся моя жизнь проходит передо мной как фильм...
это строки из письма итальянского антифашиста, его тоже надо выкинуть из могилы, как и Маньяни?
Фильм посмотреть следует, особенно в связке с Покаянием Абдуладзе, но приятного просмотра не гарантирую.
Оригинал
http://st1347.livejournal.com/339204.html