"Блестящий дилетант" (социология)

Mar 02, 2016 00:16



     1 марта 1858 года в Берлине родился философ и социолог Георг Зиммель, внёсший серьёзный вклад в становлении социологии как обособленной науки.

Общественная жизнь - это совокупность отношений - взаимовлияний индивидов и групп, каждое из которых имеет форму и содержание. Если мы абстрагируемся от содержания фактов исторической реальности, то получаем как бы проекцию таких отношений на чисто-социальную плоскость. То есть достоянием общественного является именно формальная сторона отношений или, говоря другими словами, содержание становится общественным только через формы отношений, по-другому - формы социаций. Исследование форм общественных отношений, «очищенных» от содержания, представляющих собой структуры (логические связи и прочее) и является задачей формальной социологии.

Итак, формальная социология, основоположником которой и является Георг Зиммель, - это метод изучения общества, через изучение его формальных логических связей и обнаружения того, «что в обществе есть действительно «общество», так же как только геометрия может определить, что в объёмных предметах действительно составляет их объём».

Обвиняемый в бессистемности Зиммель, с присущей его манере исследования фрагментарностью, увлечённо диагностировал современное ему капиталистическое общество. Сами за себя говорят названия его книг: «Философия моды», «Большие города и духовная жизнь», «Философия денег» …

На произведении «Философия денег» имеет смысл остановиться отдельно. Привнесение в человеческие отношения денег, пытающихся и существующих для того, чтобы свести любую качественную ценность к чисто количественным аспектам, губительно изменило соотношение «интеллект - чувства» в пользу интеллекта и, как следствие, привело к психическому опустошению и духовному обеднению человека. «В денежных делах все люди равноценны, но не потому, что ценен каждый, а потому, что ни один не обладает ценностью, а только деньги». Наличие денег обеспечивает увеличение уровня свободы? Безусловно. Только под словом свобода здесь в первую очередь понимается не раскрепощающая сила, а ложная свобода небогатого выбора индивидуализации и отчуждения, в результате которой человек утрачивает свои качественные особенности и превращается в одномерного индивида. Логическая последовательность запущенной метаморфозы такова: «деньги - отчуждение - индивидуальная свобода (индивидуализация) - потеря своей самости («одномерность»). Главное же (в этом суть, проблема и всё зло) заключается в том, что деньги, изначально предназначающиеся как средство, превращаются в цель. В плохого хозяина вместо хорошего слуги (сказано уже другим).

В книге Зиммель провёл уместную ассоциацию между деньгами и проституцией, и вообще, как подобает пишущим, живущим на немецкой стороне евреям, неплохо «припечатывал»: «... обмен есть не что иное, как межиндивидная попытка улучшения скверных обстоятельств, возникающих из-за недостаточности благ, то есть попытка по возможности уменьшить количество субъективных лишений путём распределения имеющихся запасов».

Возвращаясь к социологии, следует сказать, что Зиммель в своих исследованиях затрагивал и другие её области. В частности, это касается социологии групп, где учёный предвосхитил ряд существенных положений современного понимания этой темы. Были выявлены зависимости между структурой группы и её количественным составом, способностью группы к самосохранению и личностью её лидера, а также другие закономерности существования.

Структуры, связи, группы, деньги, мода, конфликтология (чуть было не забыл) …

Покинул этот мир философ и социолог, родоначальник формальной социологии, профессор Берлинского и Страсбургского университетов, изощрённый мыслитель и «блестящий дилетант» Георг Зиммель 28 сентября 1918 года. Когда покинул этот мир родившийся в Зиммеле, но, видимо, не выдержевший противоречий с собственной бессистемностью и фрагментарностью великий теоретик управления?

Оригинал взят http://persov-av.livejournal.com/24764.html

Previous post Next post
Up