Некоторое время назад я писал о том, что думаю проводить настольные игры психологического толка. В ближайшее время вывешу примерное расписание (возможно, первые две-три игры - по личным приглашениям), а пока - описание пары игр, что думаю запустить в дело.
Речь пойдёт о Трансформационной игре (тм) и игре Лила-чакра.
Трансформационная игра (далее ТИ) - это классика. В англоязычных странах её знают уже порядка 30-ти лет, а разработана она была в общине на севере Шотландии. Под словом "община" здесь подразумевается место, где регулярно собирались и собираются (а некоторые, видимо, и живут длительное время) люди, занимающиеся саморазвитием, среди которых немало и профессионалов - психологов, коучей, мистиков.
Создатели ТИ взяли за основу некую игру буддийских монахов (интересно, уж не Лилу ли?) и основательно её переработали под концепции, близкие западным людям. В общем, помимо игрового поля и символа игрока (занятная деталь - в таких играх слово "фишка" или "фигурка" не принято, а соответствующий атрибут называют "символом" игрока) в ней появилось несколько наборов карточек, довольно замороченные (на первый взгляд) правила и возможности взаимодействия между игроками. Да-да, в ТИ один игрок может помочь многим другим или кому-то конкретному! А вот нагадить - кажется, практически нет (разве что в каких-то исключительных случаях, карточки которых мы пока ни разу не вытягивали).
Очень важно, что в ТИ моделируется не вся жизнь-судьба человека и даже не его духовный путь или что-то в этом духе, а процесс достижения конкретной цели.
Это, кстати, очень важный момент: в самом начале игры каждый участник выбирает и оглашает цель, которую он будет достигать в процессе игры. Кстати говоря, в этом пункте кроется отличие ТИ от Лилы-чакры (далее - ЛЧ): если в ТИ важно огласить свою цель и в дальнейшем комментировать происходящее (приходящие препятствия, озарения и обратную связь от мира) в рамках своей цели, то в ЛЧ подобное декларирование и комментирование в правилах не прописано, соответственно я буду придерживаться варианта, что игрок может сам решать, оглашать цель и свои соображения по ходу игры или нет. Правда, если оглашать и проговаривать всё - эффект возрастает в несколько раз (как за счёт облечения мыслей в слова, так и за счёт коллективного взаимодействия).
В ТИ для достижения целей требуется заполнить четыре "уровня" - красный (физический), оранжевый (эмоции), жёлтый (ум) и фиолетовый (дух). Заполнил один уровень - перешёл на следующий. Чтобы заполнить уровень, надо набрать определённую комбинацию карточек (вариантов несколько). В этом помогают и мешают карты игровых событий - озарения, препятствия и обратная связь от мира. В результате оных игрок и получает искры озарений, капли боли и некоторые другие карточки.
Не знаю, как так выходит, но игра заставляет задуматься и порой указывает на совершенно неожиданные грани, связанные с нашими целями и желаниями. Некоторые рассматривают её как ритуал достижения цели, другие - как диагностику процесса достижения (к чему следует быть готовым и на что обратить внимание), третьи - как способ выявить то, что мы в самом деле ощущаем относительно своей цели.
Порой процесс достижения цели начинается и проясняется непосредственно во время игры. Скажем, я наблюдал, как одна женщина поставила цель улучшить отношения с мелкой дочкой (а дочка - тот ещё сорванец - регулярно её троллила и доставала), и как эта самая дочка, всегда непоседливая и ехидная, под конец игры подходила к маме с вежливыми и осторожными вопросами (в следующие дни ситуация тоже стала лучше). Правда, там мама была - психолог-практик, которая по ходу игры могла запустить у себя внутри ещё несколько процессов, использующих осознания от игры, так что всякое может быть.
В общем, в ТИ всё как мы любим - много разных карточек и штучек, довольно сложные, но при этом внутренне стройные и логичные правила, и - непредсказуемый и завлекательный сюжет!
Теперь - пара слов про игру Лила-чакра (ЛЧ). Разработана она была нашим соотечественником, как утверждается - на основе ТИ, игры "Лила", китайской книги перемен И-Цзин и, как я подозреваю, ещё кое-каких эзотерических знаний. Я не знаю, как вы относитесь ко всякой мистике и нумерологии (лично я - скорее осторожно), но результат такого сплава мне определённо понравился.
Механика игры существенно проще, чем в ТИ. Есть поле, символы игроков, кубики и наборы карточек. Карточки - это просто-напросто увеличенные варианты полей с подробными комментариями по каждому из них. Пожалуй, можно было бы обойтись и без них, вынеся все инструкции на поле, но тогда оно получилось бы слишком громоздким и неудобным в использовании. А так попал на поле - взял его карточку и прочитал. Всё удобно и компактно, плюс - не забываем о том, что мы любим, когда много разных карточек! :-)
Итак, о механике: точно так же выбираем цель (но оглашать по правилам не обязательно) и становимся на нулевую клетку.
Дальше - самое интересное. Каждый ход каждого игрока может содержать от одного до бесконечности (в разумных пределах) бросков кубика. Дело тут вот в чём: первый бросок - это
перемещение символа (выпало, скажем, 4 - двигаемся на 4 клетки вперёд), второй - это "проявление вибраций" поля. Поясню проще: на каждом поле есть инструкция в духе: бросьте кубик ещё раз, если выпало 1 - упадите на такое-то поле, 2 - на другое, 5 - вознеситесь на третье, 6 - ещё на одно. Т.е. бросаем кубик - и можем куда-то переместиться (а можем и не переместиться вовсе, если выпало количество очков, не упомянутое в инструкции поля). Так вот: на поле, куда переместились (если переместились) - то же самое! Т.е. снова бросаем кубик, "проявляя вибрации". Теоретически, так можно за один ход дойти до клетки "достижение цели", но на практике сам автор игры сталкивался с таким всего один раз (как сам пишет в книге-инструкции). Правда, в процессе игры можно набрать "разочарований", замедляющих продвижение, и тогда чтобы двигаться вперёд надо выкинуть больше очков, чем у игрока таких карточек (т.е. если у игрока 3 разочарования и кубик первым броском во время хода выдал 2 - он никуда не идёт). Карточки разочарований - как капли боли в ТИ, но получить их гораздо сложнее.
Интересно, что в ЛЧ разочарования получаются куда реже, чем боль в ТИ, плюс к тому же предусмотрена возможность смены цели. Скажем, если игрок попадает на клетку "другой путь" - это явный намёк со стороны игры, что цель следует сменить.
Большинство клеток - это качества-переживания или жизненные ситуации, с которыми предстоит столкнуться по пути к цели. Скажем, "Ничтожность", "Семейные проблемы", "Любовь безусловная", "Тщеславие", "Очищение", "Творчество", "Страх смерти", "Прорыв", "Страх своей мощи", "Гармония в питании" и так далее. И каждой клетке сопоставлен набор разных высказываний о соответствующем качестве, например "Тщеславие - это порок, ведущий человека во тьму" и "Тщеславие - важный движитель многих великих достижений" (это не цитаты из игры, а искусственный пример). В общем, есть о чём подумать.
Резюмируя, в Лиле-чакре имеет место простая игровая динамика, возможен довольно бодрый темп игры и при этом есть простор для медитации и самоанализа.
Теперь основное - во время подобных игр очень важно, что и как именно говорят окружающие. И какова атмосфера в целом. Порой один-единственный правильный вопрос может заставить игрока коренным образом пересмотреть свои взгляды на цель, а порой несколько реплик от соседа могут ввергнуть его в пучину депрессии. Соответственно, очень важно, чтобы игра проводилась в доверительных условиях и с хорошим ведущим. И я считаю, что мой опыт консультирования отлично помогает мне справляться в ролью ведущего. Да, первая фоточка - с новогоднего отдыха, где я несколько раз "пробовал" ТИ на своих коллегах, когда и убедился, что могу весьма прилично её вести.
Для тех, кто в танке: нет, я не сертифицированный фасилитатор (пока), так что денег за игру брать не буду. Однако же психологическую безопасность процесса обеспечу.
И ещё важный момент - я могу помочь из нескольких целей выбрать ту, которую имеет смысл брать на игру. А то бывает так, что берёт человек цель - и вязнет в ней, не в силах разобраться... Чтобы такого не произошло, перед началом игры я кое-что расскажу, помогу разобраться и при необходимости проведу простенький тест (если у вас будет много вариантов целей, то вам не нужно будет оглашать прямо-таки все - тест сработает и без этого).
Завершая этот пост, позволю себе одно воззвание: если вы знаете меня лично и заинтересованы в том, чтобы поиграть, отметьтесь ниже в комментариях (цели на игру писать не следует, но хорошо бы указать, готовы ли вы таковые огласить). Когда я буду проводить такие игры, то для желающих будет доступно от двух (если участвовать будем и мы с женой) до четырёх (если я буду просто вести) мест. В любом случае, даже четыре места - это довольно немного.