Итоги 2009 года. Часть 2 - смерть «премиума»

Mar 10, 2010 18:35

До кризиса наш бизнес тянули за собой два мощных локомотива - рынок офисной недвижимости и рост деловой активности.

Мы развивали так называемый «премиум» сегмент в корпоративном секторе. Качественные услуги. Качественный клиентский сервис. Тарифы - выше рынка за премиальность.

Одна из особенностей корпоративного рынка телекома в том, что он фатально завязан на рынке девелопмента. Логика такова. Большинство компаний арендуют офисы. Есть разные классы офисов, которые делят и арендаторов на классы. Мы специализировались на клиентах офисов классов от B до A+. Это крупный и средний высокомаржинальный бизнес.

Доходы операторов на этом рынке росли пропорционально ставкам аренды офисной недвижимости. Мы спокойно зарабатывали $4 с квадратного метра в месяц на «заселении» новых БЦ высоких классов.

Мы позволяли себе отказываться от проектов, где на территории офисного центра работал не один оператор. Потому что было проще работать только на эксклюзивных объектах. Минимонополия принесет больше дохода.

Цифры очень просты - на протяжении последних 5 докризисных лет в Москве вводилось 1-2 млн.кв.м. стабильной выручки от телекома в год. Когда ты получаешь жирный кусок такого пайплайна, тебе интересно смотреть в сторону неэксклюзивных объектов.

Но осенью 2008 года рынок враз полностью изменился.

И так сложилось, что кризис больнее всего - как сейчас модно говорить - «закашмарил» именно наш сегмент - девелопмент и корпоративный сектор.

Смею предположить, что именно статистика, например, по Гарс Телеком, намного точнее данных аналитиков и пиар-служб клиентов, потому что мы на своей шкуре ощутили, сколько конкретно сотрудников уволил каждый из наших клиентов.

Плюс - клиенты Гарс Телеком - представители всех отраслей экономики. Поэтому эти данные можно смело считать среднерыночными по эрозии всего корпоративного рынка.

Ежемесячный счет $5000+
  • закрылись 5%. Это конечно же преимущественно финансовые компании.
  • сократили штат на 13-25% - 78% компаний
  • пересмотрели тарифы на базовые сервисы - 92%
  • отказались от ряда услуг и сократили общее потребление сервисами - 66%

Средние компании - потребители премиальных сервисов (арендаторы офисов верхних классов)
  • 20% просто закрылись. Испарились, иной раз, оставив в офисах мебель и оргтехнику.
  • сократили штат из оставшихся - 81%. Некоторые сократили штат с 200+ чел до 15-20!
  • пересмотрели тарифы - 93%
  • отказались от ряда услуг или сократили потребление - 38%

То, что произошло с девелоперскими компаниями, вообще не поддается описанию. Вчерашние лидеры вообще пропали с рынка, лишившись значительной части своих активов. Кое-кто уже снизил ставки с 800-900$ до 250-300! $ чтобы сохранить возможность хотя бы обеспечить эксплуатацию недавно введенного объекта.

телекоммуникации, итоги года, рынок

Previous post Next post
Up