Оригинал взят у
tanjand в
Гимн бурлеску
Танец и чувствительность.
Бурлеск. Сразу могу себе представить что-то бурлящее или турбулентное, то, что имеет эмоциональное воздействие на душу зрителя. И в самом деле, возникает много эмоций не только тогда, когда мы смотрим это шоу, но даже когда мы говоримо нем, я знаю это, потому что много пишу о нем, о бурлеске.
Бурлеск старше, чем вульгарный стриптиз, он тонкий и чувственный, сатирический и грамотно - эротичный производитель блестящего, брызжущего весельем искусства. Но в любом случае, его сильное воздействие может оскорбить неизменные представления о высоте чистого искусства, он такой, бурлеск. К нему нельзя подходить с меркой нравственности, чопорности…, и, что очень важно, он зависит от эстетической позиции исполнителя.
Carlègle, иллюстрация из Aristophane, «Лисистрата», Париж, 1928, Briffaut
Это нелегко - проследить происхождение бурлеска.
Считается, что прототип бурлеска можно найти у древних греков. Когда возникающее сексуальное желание, поддразнивание и даже шантаж полного отказа выполнять супружеские обязанности привели к остановке войны.
Аристофан описал его в своей комедии «Лисистрата», когда жены всей Греции сходятся в Афинах, чтобы восстановить мир; они овладевают Акрополем; афинское правительство не в силах выгнать их оттуда.
Они объявляют, что не хотят жить с мужьями, пока мужья не примирятся между собою; и это сработало - мужья вынуждены примириться. Тон этой комедии очень нескромный, в ней много неприличного.
Франц фон Штук. Саломея. 1906 государственная галерея Lenbachhaus, Мюнхен, Германия.
Существует интересное предложение, что Саломея - первая библейская танцовщица бурлеска, и царь был готов исполнить ее желания. Мы все знаем, чего она тогда хотела.
Реклама шоу Линды Томсон
Но основная версия появления бурлеска приводит нас к середине девятнадцатого века. Когда бурлеск был некоторой деталью водевиля, иногда с нецензурным, но очень метким юмором.
Эти шоу открыли для среднего класса в 1840 году в Англии своего рода театральное искусство - развлекательное, с элементами пародии и дерзкими шутками. Но позже в 1860-х годах акцент сместился на обнаженные женские формы, на показы нижнего белья в бурлеск. Ну что же, не удивительно - все для поддержания зрительского интереса.
Труппа Линда Томпсон в те годы набирает известность. Их первая выставка - пародия на миф о Iksone, где женщины играли мужские роли, в колготках и кружевных брюках. Талант танцовщиц на сцене, выступающих в трико было дерзким вызовом викторианской морали, когда женщины должны были скрывать свои формы.
Шоу гастролировало в Америке и имело небывалый успех.
Салли Рэнд. 1930-е годы.
К середине 1930-х годов в Соединенных Штатах начался настоящий бум, там уже были более чем 150 ведущих артистов бурлеска. Блестящие звезды, как Салли suсh Рэнд (первая исполнительница танца с огромными перьями, которые стали неотъемлемой частью бурлеска) сияли на сцене.
Mistinguett. 1920 лет.
Европа того времени кружила в ритме бесконечного карнавала. Кабаре с бурлеском процветали.
Самые яркие звезды сияли в Париже. Одна из них - Mistinguett, певица и актриса, она оказала большее влияние на жанр. Ее шоу носили довольно фривольный характер и были на грани приличия.
Не секрет, что она не была выдающейся певицей или танцовщицей. Но эти факты не мешает ей быть самой высокооплачиваемой актрисой в мире. Она выступала в самом известном кабаре Фоли-Бержер, Мулен Руж и Эльдорадо.
Иллюстрация Жанна-Mammen-Stiftung. 1930-е годы.
Бесконечная веселость заполнила Берлин, опьяняющая атмосфера царила повсюду, несмотря на отчаянную послевоенную ситуацию. Ужасающая инфляция, безработица, депрессия заставила многих людей выйти на улицы, искать развлечений, и забыть тяготы жизни. Не было недостатка питья, наркотиков или красивых женщин. Кабаре, танцоры, бурлеск и другие развлечения были почти на каждом углу улиц.
Ночь Пленительного Декаданса
С падением фондовой биржи в 1929-ом году, заканчивается период в истории человечества, окрашенный небывалым жизнелюбием и утопическим взлядом в светлое будущее. Год от года неясная тревога, грозившая смести остатки былого мира, что словно старинный храм оберегали от окончательного разрушения, обретала черты и становилась осязаемой.
Но бурлеск всем в помощь - шутка, сарказм и зротика - все как в жизни и во снах, когда сюрреальность вытесняла реальность, а общество торопилось надышаться перед грядущей катастрофой. Бурлеск и здесь на высоте.
Роуз Ли Цыган
Постепенно шоу становятся все более простым. Было безумное и неконтролируемое потребление алкоголя в театрах бурлеск. Зрители становились опасными. Несмотря на огромную популярность престижных и дорогих шоу Бродвея, бурлеск был запрещен в штате Нью-Йорк по приказу мэра Нью-Йорка, Fiorello LaGuardia в 1935 году.
Дита фон Тиз
Но 90-е годы открыли эру Neo бурлеска. И бурлеск, исчезающий вид искусства вновь начал набирать популярность. Большая часть заслуг за возрождение жанра принадлежит американской танцовщице и модели Дита фон Тиз. Именно она - та, кто принес очарование, грацию, и те атрибуты, которые были свойственны бурлеску всегда.