Тайная вечеря.

Apr 01, 2010 23:13

У нас дома в гостях был П.Ф.Никонов, мы показывали ему фотографии античных фресок.
Всё это было воспринято им с огромным интересом и воодушевлением.
Но что с ним было, когда он увидел это (!!!)


Read more... )

Рим, катакомбы, mural, фреска

Leave a comment

Comments 12

woskresenye April 1 2010, 20:15:24 UTC
особенно после всей этой утончённой античности!

Reply

1_9_6_3 April 2 2010, 03:11:43 UTC
Как Руо после импрессионистов.

Reply


olbening April 2 2010, 04:15:26 UTC
черный квадрат в сцене Пятидесятнциы - и вправду "окно в иной мир". Точнее дверь. Этот сюжет имеет ясное происхождение: на античных саркофагах часто изоображали полуоткрытую или открытую дверь - как символ смерти и перехода. За ней всегда пустота.
А в иконографии Пятидесятницы этот символ был вскоре (по отношению к данной дивной фреске) заменен символической фигурой "мира" (мирского начала) - старца
Не то смысл языческий смущал, не то не выдержали "пустоты" и заполнили ее...

Reply

pavel_otdelnov April 2 2010, 05:07:31 UTC
да, здесь черный квадрат -то же, что приоткрытая дверь на античных саркофагах. Только здесь не пятидесятница- раннее христианство не создает сюжетов со сложным богословским содержанием. Как не знает, кстати, темы крестных страданий и воскресения. А образ мира - старец Космос, как и одушевленная Иордань- кажется, ближе к язычеству, чем черный квадрат.

Reply

olbening April 2 2010, 05:33:33 UTC
Пятидесятница, насколько помню навскидку, в 6 веке впервые нам известна, как сюжет (но в самой ранней миниатюре по-другому - они все стоят вокруг Богоматери). А основной вариант композиционно восходит именно к такой версии Тайной вечери. Кстати, "черный проем" обычно занавешен покровом в сценах Тайной вечери :-)
Все же смущал чем-то
Но как знак смерти, перехода в иной мир он вполне читался - и с завесой (при всем ее символизме), и без нее.
А что там меньше/больше языческое... "оба хороши" :-) Аллегории, естественно, все античные - а откуда еще они могли взяться? И в простейших знаках катакомбной живописи сплошной античный символизм, да

Reply

olbening April 2 2010, 05:36:26 UTC
про пятидесятницу я в первом комменте невнятно выразилась - хотела просто сказать о явном сходстве композиции с апостолами и проемом
Но мозг еще не проснулся :-(

Reply


dadaha April 2 2010, 04:57:39 UTC
Мощно.
На второй у апостолов очень юные лица.

Reply


nartali April 2 2010, 09:01:24 UTC
В центре черного - бежевые овалы - утраты или лики?

Reply

pavel_otdelnov April 2 2010, 10:02:39 UTC
очевидно, утраты: плесень или высолы. Никонов там отчетливо увидел уходящего Иуду.

Reply


orthodoxspain July 21 2010, 16:04:09 UTC
потрясающе

Reply


Leave a comment

Up