У нас дома в гостях был П.Ф.Никонов, мы показывали ему фотографии античных фресок. Всё это было воспринято им с огромным интересом и воодушевлением. Но что с ним было, когда он увидел это (!!!)
черный квадрат в сцене Пятидесятнциы - и вправду "окно в иной мир". Точнее дверь. Этот сюжет имеет ясное происхождение: на античных саркофагах часто изоображали полуоткрытую или открытую дверь - как символ смерти и перехода. За ней всегда пустота. А в иконографии Пятидесятницы этот символ был вскоре (по отношению к данной дивной фреске) заменен символической фигурой "мира" (мирского начала) - старца Не то смысл языческий смущал, не то не выдержали "пустоты" и заполнили ее...
да, здесь черный квадрат -то же, что приоткрытая дверь на античных саркофагах. Только здесь не пятидесятница- раннее христианство не создает сюжетов со сложным богословским содержанием. Как не знает, кстати, темы крестных страданий и воскресения. А образ мира - старец Космос, как и одушевленная Иордань- кажется, ближе к язычеству, чем черный квадрат.
Пятидесятница, насколько помню навскидку, в 6 веке впервые нам известна, как сюжет (но в самой ранней миниатюре по-другому - они все стоят вокруг Богоматери). А основной вариант композиционно восходит именно к такой версии Тайной вечери. Кстати, "черный проем" обычно занавешен покровом в сценах Тайной вечери :-) Все же смущал чем-то Но как знак смерти, перехода в иной мир он вполне читался - и с завесой (при всем ее символизме), и без нее. А что там меньше/больше языческое... "оба хороши" :-) Аллегории, естественно, все античные - а откуда еще они могли взяться? И в простейших знаках катакомбной живописи сплошной античный символизм, да
про пятидесятницу я в первом комменте невнятно выразилась - хотела просто сказать о явном сходстве композиции с апостолами и проемом Но мозг еще не проснулся :-(
Comments 12
Reply
Reply
А в иконографии Пятидесятницы этот символ был вскоре (по отношению к данной дивной фреске) заменен символической фигурой "мира" (мирского начала) - старца
Не то смысл языческий смущал, не то не выдержали "пустоты" и заполнили ее...
Reply
Reply
Все же смущал чем-то
Но как знак смерти, перехода в иной мир он вполне читался - и с завесой (при всем ее символизме), и без нее.
А что там меньше/больше языческое... "оба хороши" :-) Аллегории, естественно, все античные - а откуда еще они могли взяться? И в простейших знаках катакомбной живописи сплошной античный символизм, да
Reply
Но мозг еще не проснулся :-(
Reply
На второй у апостолов очень юные лица.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment