О сносе пятиэтажек

May 14, 2017 20:00


На митинг против сноса пятиэтажек пришло то ли пять (РИА Новости) то ли двадцать (Белый счетчик) тысяч человек. В любом случае, это много, гораздо больше, чем собирает оппозиция на свои акции протеста.



Фото Дмитрия Серебрякова (ТАСС).


Мы, горожане, не любим градостроительных изменений, это правда. С этой проблемой сталкиваются власти во всем мире - в Старом Свете раньше, в других местах позже. Потому что город живет и развивается. Облик европейских городов по сравнению с XIX веком изменился радикально. Хотя бы потому, что дороги стали шире, ибо горожане пересели с лошадей в автомобили.

А это значит, дома по обеим сторонам улиц в свое время были снесены.

И сами дома меняются. Печное отопление сменило центральное или автономное. Появились водопровод и канализация. Не говоря об электричестве. Все, что нам привычно сегодня, когда-то было новшеством, достижением цивилизации. Хотя многие из нас, возможно, считают, что во всех дворах всегда требовались места под парковки, а недальновидные власти полвека назад этого не предусмотрели.

К слову, я еще ни разу не видел проекта, который бы вписал в облик дома кондиционеры, ставшие в последнее время обязательным элементом комфорта. Сегодня они явно уродуют наружные стены и даже фасады зданий. Попытку видел в новых домах на Беговой, но мне она показалась весьма слабой.

Так что возмущение москвичей, домам которых грозит снос, в общем и целом мне понятно. Если бы не страсть организаторов вносить в обычную акцию протеста против решения властей политический подтекст.

Дама на фото вверху (слева) - активистка Юлия Галямина. Когда на митинге появился Алексей Навальный, она почему-то попросила его выступить. Хотя, казалось бы, причем здесь Навальный. Так же как требование собравшихся отставки Сергея Собянина. То есть, политика на акции протеста все же присутствовала.

И это тот нюанс, который всегда будет вызывать тревогу, когда где-то по какому-то поводу собирается много народу. Обязательно придет условный Навальный и зачем-то потребует, чтобы Путин не выдвигался в президенты, попытавшись наполнить законные требования новым содержанием. Даже если тема митинга никакой оппозиционности не подразумевает. Москвичи требуют ясности в кампании сноса их собственности. Имеют право.

Если бы я вышел на митинг, то прежде всего потребовал показать мне проекты новых домов, которые хотят строить на месте старых. И вот почему.

В конце 1980-х мне довелось познакомиться со знаменитым каталонским архитектором Рикардо Бофилем. Он приехал в Москву и пытался организовать здесь свой бизнес. Рикардо рассказывал мне, что в Париже примерно те же проблемы - горожане всегда возражают против каких бы то ни было изменений среды обитания, их приходится продавливать.

Те же процессы он наблюдал в Барселоне и Чикаго, где у него свои архитектурные школы и где ему доводилось строить. А строит он по всему миру. И острота противостояния с местными активистами бывает беспредельной.

Однако есть существенное отличие Рикардо Бофиля, который специализируется на дешевом жилье, от наших архитекторов. Я собираюсь об этом отличии немного рассказать. И показать.

Чтобы было примерно понятно, о чем пойдет речь, - одна из его работ: жилой комплекс в Париже.



акция протеста, архитектура и градостроение

Previous post Next post
Up