Для меня сталинская тема простой, черно-белой не кажется - я предпочитаю плотно-серую середину. В которой мне гораздо комфортнее, потому что здесь от меня не требуется верить. Ни в злого и коварного правителя, для которого человеческая жизнь не стоила ни гроша, ни в светлоликого вождя, все помыслы и действия которого освящены высшей справедливостью.
Фото
Алексея Наседкина.
Однажды Борух Горин, руководитель департамента по связям с общественностью Федерации еврейских общин России, рассказал мне, как он относится к Сталину: «Мандельштам написал: «Мы живем, под собою не чуя страны». И это правда, интеллигенция не чувствовала, и, что гораздо хуже, не хотела чувствовать Россию. В отличие от Сталина, который, видимо, благодаря фундаментальному духовному образованию, обладал этим чутьем».
Другой еврей, израильтянин Яков Кедми, которого я давно с интересом слушаю, недавно высказался более развернуто.
Тезисно
• Россия - удивительная страна. Нет ни одной страны в мире, которая так любит втаптывать свою историю, поливать ее грязью, вытирать об нее ноги. Нет у вас ни одного правителя за вашу историю, которого бы не оболгали, не испохабили, не обвинили во всех грехах, не демонизировали. Даже у евреев такого нет.
• Вы не подходите серьезно к вопросу: а что это была за история, какова была история вашей страны пять лет назад, десять лет назад. Подгоняете ее под идеологию или под пропаганду. Конечно, вы не будете знать правду.
• Сталин был жестоким человеком. Но жестокость не была его самоцелью - это был инструмент, другого он не нашел. А мог найти, была альтернатива Сталину? Троцкий? Да Троцкому было наплевать на Россию. И 90 процентам большевиков, независимо от их происхождения, было наплевать на Россию. И русским тоже. Сталин оказался единственным, которому была дорога Россия. Грузинский семинарист! Но он любил Россию - по-своему.
• Он не нашел других методов. А они были? Я не знаю. Всем, кто выступает с критикой Сталина: а как бы вы сделали из неграмотной России что-то в том мире, который начался в двадцатом веке? Интеллигенция которой презирает свой народ, не хочет его знать. Народ рабов и немного интеллигенции, которая знает французский и немецкий, а на русский им наплевать.
• В России была такая власть, которая могла удержать страну. Была бы другая власть - не было бы России.
• Человеческую жизнь в России обесценил не Сталин, а крепостное право и все царские режимы. Сталин сформировался в конце Первой мировой войны. Никто тогда не ценил человеческую жизнь. Под Верденом за что миллион человек погиб? Почему эта война началась, во имя чего? Миллионы погибали со всех сторон. И для людей, которые выросли в этой атмосфере, возмужали, война была нормой. Всегда самое большое насилие случается после войны, когда живые солдаты возвращаются домой - во всей истории, во всех странах. Когда люди, в основном, молодые, привыкают к праву совершенно спокойно лишать жизни других людей или жертвовать жизнью своих товарищей.
• О сравнении Сталина с Наполеоном. Наполеон уничтожил три поколения французов - начисто. Он уничтожил почти всю французскую культуру. А сегодня в Париже есть Пантеон. Никто так не пострадал от него, как французы, но они уважают свою историю. Пример Франции России тоже не помешает.
• О коллаборационистах. То, что крестьяне из колхозов не хотели воевать за Сталина, - историческая подтасовка. Не брали в руки оружие полтора миллиона человек, чтобы воевать против Сталина - они это сделали, чтобы не сдохнуть в нацистских лагерях. За хлеб. Это была их единственная возможность выжить. Потому что нигде так не умирали пленные, как в нацистских лагерях - их просто морили голодом. Они бы пошли воевать против кого угодно.
Я вовсе не против памятника Сталину в Архангельске или Ивану Грозному в Орле. Жалею лишь, что они опять разделяют общество - мы все еще слишком идеологизированы, чтобы относиться к таким явлениям спокойно, без надрыва. Кто-то обязательно вспоминает плохое, связанное с тем или иным правителем, кто-то, наоборот, акцентирует внимание на добром. Но ведь ни один из тех, кто сидел на троне или в главном кремлевском кресле, не был святым - он неизбежно принимал жестокие решения. Посылал солдат на войну, где многие погибли. Казнил и миловал, ссылал на рудники.
Невозможно оценивать действия или решения монархов, генсеков или президентов только в человеческом измерении. И каждый честный или хотя бы думающий человек прекрасно понимает, что на том, кто олицетворяет власть, лежит колоссальная ответственность за нас всех.
Я бы не хотел оказаться перед выбором: пожертвовать сотнями или тысячами, чтобы спасти миллионы - просто побоялся бы сойти с ума. А они практически всегда взвешивают жизни на этих страшных весах. Не стоит им завидовать. Души всех монархов черны и изранены - это и есть плата за скипетр.
Сегодня на наших глазах награждают мыслимыми и немыслимыми ярлыками Путина. И приди после него к власти либералы, обязательно собрался бы какой-нибудь XX съезд, и на нынешнего президента попытались бы повесить все грехи. А история России опять сделала бы крутой вираж с возвратом в не самые лучшие времена, из которых страна опять выбиралась бы долгие десятилетия.
____________________
Дискуссия у Владимира Соловьева на этот раз оказалась весьма интересной и поучительной - по крайней мере, для меня.
Смотреть полностью.