Загадка саммита Россия - АСЕАН: приедет ли Путин?

May 16, 2016 09:00

19 - 20 мая в Сочи состоится крупнейшее в этом году международное событие из тех, что пройдут на нашей территории: саммит Россия - АСЕАН. Возможно, впервые в истории у лидеров стран - членов Ассоциации произойдет встреча, которую они давно ждут, - с Владимиром Путиным.

А может, и нет.



Традиционная фотография политических лидеров АСЕАН, символизирующая тесное сотрудничество стран - членов: пожатые руки стоящих рядом.



АСЕАН (Association of SouthEast Asian Nations) - это десять стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Здесь живет 625 млн человек (больше, чем в Евросоюзе), совокупный ВВП Ассоциации - 2,5 трлн долларов (столько же у нашего ЕАЭС). То есть, рынок огромный. Почему российский президент до сих пор пренебрегал саммитами АСЕАН - непонятно.

В ноябре прошлого года в работе Восточноазиатского саммита (ВАС) - форуме для диалога между АСЕАН и значимыми внешними игроками принял участие Дмитрий Медведев. Но страны - члены хотят видеть именно Владимира Путина.

Ведущий эксперт Центра АСЕАН при МГИМО Екатерина Колдунова:

- Из-за нашего «поворота на восток» уровень мероприятия подняли, но страны АСЕАН все равно недовольны. Они все время спрашивают, когда приедет президент Путин. А он не едет.

Руководитель азиатской программы Центра Карнеги Александр Габуев:

- В Азии очень важен символизм личного присутствия. Мы столько сил потратили на то, чтобы получить место в ВАС, и после того как наконец получили, Владимир Путин ни разу не приехал.

http://www.kommersant.ru/doc/2857705

Но «символизм личного присутствия» имеет значение и в непростых отношениях Москвы и Пекина. Я вполне допускаю, что президент РФ до сих пор не ездил на саммиты АСЕАН лично, потому что Китай считает регион своим задним двором, и визиты Владимира Путина в тамошние столицы стало бы проявлением бестактности с нашей стороны.

Юго-Восток - дело тонкое.

Однако с Поднебесной полномасштабного сотрудничества, на которое мы рассчитывали, по разным причинам не получается, вот мы и взяли быка за рога. Там намеки понимают.

Надо сказать, АСЕАН выстраивает полезные отношения не только с Россией, но и с другими игроками, которых он считает важными. Китай занимает в поставках в регион 18%, США - 7%, Южная Корея - 6,5%. Важное место занимают Австралия, Новая Зеландия, Индия и Япония.

Свою скромную долю в полтора процента (в основном, ее составляет продажа оружия во Вьетнам) мы намерены увеличить к 2020 году до 10%. Желание это обоюдное, но инициатором радикального увеличения товарооборота выступает Ассоциация.

Центральной темой обсуждения в Сочи станет «интеграция интеграций» - экономическое взаимодействие между ЕАЭС и АСЕАН. Сегодня действует зона свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, ведутся переговоры с Сингапуром. Однако далеко не все страны - члены АСЕАН готовы к столь резким переменам. «Каждое государство АСЕАН имеет свой собственный уровень экономического развития, и переговоры о создании ЗСТ должны осуществляться на основе готовности каждого из членов нашей Ассоциации», - пояснил генеральный секретарь этой организации Ле Лыонг Минь.

США действует в регионе в свойственной этой супердержаве брутальной манере. Главная цель присутствия американцев здесь - спровоцировать страны АСЕАН и Китай к локальным военным конфликтам, чтобы ослабить своего глобального конкурента. Примерно то же самое мы наблюдаем на своих западных рубежах, где уже выращен русофобский пояс «подростковых» государств, отделяющий нас от сдержанной Европы.

Создание Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), которое должно прийти на смену АСЕАН и АТЭС, но под патронажем США, по понятным причинам воспринимается в регионе без энтузиазма. Особенно настораживает учреждение в рамках ТТП особого арбитража, который будет находиться в Америке, для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами. Пока лишь четыре страны - члена АСЕАН вошли в Транс-Тихоокеанское партнерство: Бруней, Вьетнам, Малайзия и Сингапур. Остальные присматриваются.

На мой взгляд, Вашингтон недооценивает приверженность народов к суверенитету. И, наоборот, переоценивает собственное влияние в Юго-Восточной Азии.

Во всяком случае, в Южно-Китайском море у американцев пока мало что получается - ни Филиппины, ни Вьетнам не готовы сражаться за безымянные коралловые рифы, которые КНР превращает в мелкие острова. А страны - члены АСЕАН никак не желают сколачивать военный блок, к чему США их постоянно подталкивают.

Впрочем, иногда здесь высекаются искры. Но Юго-восточная Азия все же предпочитает торговать, а не погибать за американские интересы.

Правда, страны - члены АСЕАН тоже озабочены китайским влиянием на их жизнь, подобно тому, как Украина, Польша или прибалтийские государства озабочены влиянием России. Но азиатам, в отличие от наших европейских соседей, хватает ума не выпячивать свою вполне оправданную синофобию и даже оборачивать ее себе во благо.

К сожалению, близость азиатской сверхдержавы несет в себе и риски - например, замедление экономики Китая повлияло и на страны АСЕАН. Они уже ищут новые рынки, так что саммит в Сочи проходит весьма своевременно.

Россия - сравнительно далекая для АСЕАН страна. Но в этом и наше преимущество: у нас нет взаимных территориальных претензий и совместной истории, в которой при желании всегда можно найти темные страницы. Так что любое взаимодействие приведет лишь к увеличению товарооборота. И нам, и им есть что предложить друг другу. Считается, что наиболее перспективные проекты будут реализованы в энергетике, нефтегазовом секторе и аграрной промышленности.

Но самое главное, чего ждут лидеры азиатского Юго-Востока, - встречи с ними Владимира Путина. А вот о том, что она произойдет, нигде прямо не говорится. Скорее всего, это и есть основная интрига предстоящего саммита Россия - АСЕАН.



Джон Керри как настоящий американский гегемон пытается командовать министрами иностранных дел стран - членов АСЕАН. Но они его плохо слушаются. Фото с ежегодного саммита министров иностранных дел АСЕАН, в котором принял участие госсекретарь США и глава МИД РФ Сергей Лавров (на заднем плане). Куала-Лумпур, август 2015 г.

геополитика, АСЕАН

Previous post Next post
Up