Загадочный Павел Луспекаев

May 05, 2015 19:19

Среди актеров, о которых вспомнила Комсомольская правда, нет Павла Луспекаева (1927-1970 гг.). Понятно почему: боевых наград у него нет. Но этот, по некоторым оценкам, лучший русский актер - тоже фронтовик.





О трагической судьбе этого удивительного человека и артиста написаны уже горы литературы и даже сняты фильмы, где о нем вспоминают его коллеги. И я, пожалуй, не стану повторять то, что известно всем или легко найти. Могу порекомендовать, например, фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача».

image Click to view



Из фильма:

В 1943 году шестнадцатилетним подростком ушел добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях Украинского фронта в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боев Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.

Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. После выздоровления Луспекаев был определен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

Возможно, что болезнь спровоцировали отмороженные в партизанском отряде ноги, когда во время одного из рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу. Врачи диагностировали неизлечимое заболевание артерий. Их спазм вызывал страшные боли, не давал крови доходить доступней. Это грозило постепенным омертвением тканей - гангреной. А значит, неминуемой ампутацией.

После выздоровления П. Луспекаев был определен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск).

Однажды судьба меня свела с Геннадием Полокой, режиссером знаменитого фильма «Республика ШКИД». Он рассказывал, что два великих актера - Сергей Юрский (ВикНикСор) и Павел Луспекаев (КостАлМед) довольно быстро поссорились и общались исключительно при его посредничестве. «Геннадий Иванович, - обращался к Полоке Юрский, - передайте Павлу Борисовичу, что я буду играть эту сцену так, как считаю нужным». Луспекаев стоял в паре метров от обоих и улыбался.

Правильно говорят: актеры - это взрослые дети.

Среди коллег по цеху Павел Луспекаев был признанным авторитетом, считался великим мастером. Известно, что Георгий Товстоногов мало кого хвалил, но про Луспекаева сказал, что его игра «является абсолютным критерием жизненной правды». Британский актер театра и кино Лоуренс Оливье, увидев Луспекаева в БДТ, сказал: «В России есть один актер - абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно...».

В Ленинграде Павел Луспекаев оказался по протекции Кирилла Лаврова, который увидел его в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки. Лавров рассказал о талантливом актере Товстоногову, и вскоре Луспекаев был приглашен в БДТ. Кирилл Лавров уступил новичку и первую звездную роль. Лавров рассказывал: «В то время Товстоногов ставил спектакль «Варвары». На роль Черкуна был назначен я. И Георгий Александрович, чтобы сразу Пашу включить в работу, как-то его попробовать, предложил ему вместе со мной репетировать роль Черкуна. После репетиции я пошел к Товстоногову и попросил снять меня с этой роли, потому что Луспекаев играл превосходно».

О взрывном характере Павла Луспекаева ходили легенды.

Однажды на гастролях в ГДР немецкие актеры пригласили ленинградских коллег в гостиничный ресторан. Луспекаев начал тост за здравие: «В замечательном городе Берлине, чистом, красивом, где даже в гостиничных номерах - легчайшие пуховые перины… - и неожиданно закончил: - …моя бы воля, построил бы вас в ряд, вывел в чисто поле, и из пулемета, из пулемета…» Переводчик попытался смягчить ситуацию, но взгляд Луспекаева скрыть было невозможно.

«Ты невозможный человек, неуправляемый, непредсказуемый, совершенно дикий», - выговаривали потом друзья Луспекаеву. «Ну, не могу я слышать их поганую немецкую речь! - оправдывался актер, - С самого 43 года не могу. Уж вы меня простите, дорогие мои!»

Геннадий Полока был свидетелем, как Павел Луспекаев поучал Иннокентия Смоктуновского, с которым был хорошо знаком еще с 50-х по работе в БДТ. «Кеша, возьми эту роль. Как играть, я тебя научу», - уговаривал знаменитого артиста Луспекаев. Смоктуновский, у которого к моменту этого разговора была уже всесоюзная известность после фильмов «Берегись автомобиля» и «Гамлет», стоял с каменным лицом, скрежетал зубами, но возражал не смел.

Сам Павел Луспекаев в конце 60-х играть в театре уже не мог. Его работа в «Белом солнце пустыни» была настоящим подвигом - после каждых двадцати шагов ему приходилось присаживаться на складной стульчик, который за ним носила супруга.

Умер артист 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты. На его могиле петербургские таможенники поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».

_______________

К своим личным воспоминаниям и закадровому тексту из фильма «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача» добавил сведения, собранные интернет-порталом Чтобы помнили.

кино, Павел Луспекаев

Previous post Next post
Up