Налегке. Часть 2

Aug 01, 2018 19:13

Благодаря тому, что в первый день мы проехали более тысячи километров, у нас в запасе оказались целые сутки. Оценили собственные силы и решили расширить географию нашего путешествия, отправившись не напрямую в Прагу, а сделав крюк через Словакию. Barswiss обещал удивительной красоты дорогу- сам он её не видел, но его знакомый дальнобойщик… После дождливого оффроуда любые предложения владельца электрички касательно маршрута воспринимались в штыки, но мы решили дать товарищу последний шанс реабилитроваться.





Признаюсь, я так и не понял, в какой момент мы пересекли границу. Ни пропускных пунктов, ни даже декоративных ворот не было - но в какой-то момент местность стала более гористой, а интернет - дорогим. Как оказалось впоследствии, Словакия не входила в длинный список стран, которые поддерживали роуминг с нашими операторами.

Что я знал про Словакию до поездки? Маленькая бедная страна где-то в Европе, которую я постоянно путал со Словенией - это отлично характеризует все мои познания в географии. Прокатиться по её территории было продиктовано скорее желанием включить ещё одну страну в список посещённых государств, не более. Тогда я не знал, что это станет, пожалуй, самой живописной и интересной частью нашего приключения.



Если в Польше мы ехали, в основном, по равнинной местности и иногда оказывались в лесах, то в Словакии мы иногда выезжали из леса. Я не преувеличиваю, взгляните на карту: вся страна - одна гигантская чаща с редкими вкраплениями цивилизации. Для меня, нежно любящего корабельные сосны, мхи и папоротники человека, это было сродни возвращению в детский Neverland, сказочную страну, населённую гигантами и феями, первородными духами природы. Но для того, чтобы неподготовленный ездок вроде меня окончательно потерял дар речи, древние боги украсили окрестности горными кряжами и перевалами. На протяжении всего третьего дня я не вспомню прямого равнинного участка длиннее нескольких километров.





Дорога, по которой мы ехали, петляла меж гор и холмов, спускалась в долины и поднималась на склоны, змеёй опоясывала возвышенности и ступеньками поворотов спускалась вниз, порой становясь настоящими серпантинами. Маленькие уютные деревеньки, а особенно - храмы и кирхи по пути настолько органично вписывались в окружающую природу, что казались неотъемлемой его частью. Меня очень поразила тактичность с которой местные жители выбирают материалы для постройки новых домов и реставрации старых. Ни разу мой взгляд не резанул вырвиглазный сайдинг или забор из поликарбоната, замазанные штукатуркой или завешанные баннерами древние святыни.



Парадоксально, но стереотипно считающаяся бедной Словакия выглядела более целостно и опрятно, чем страна с претензиеями сверхдержавы. Сильно задумываешься о том, что же является реальным достижением: ржавая ядерная палица и запуск космических ракет - или человеческие условия жизни, сохранение гармонии с природой и банальный порядок на дорогах? И почему эти вещи вообще принято противопоставлять, неужели они настолько несовместимы?.. Но вокруг такая красота, что углубляться в эти сентенции совершенно нет желания, хочется полностью раствориться в этом моменте.



Серпантины - это не только очень красиво в статике, но ещё и очень интересно в динамике. Я ранее их видел только на картинках в интернете, самым большим перепадом высот в жизни моего мотоцикла был выезд из гаражного кооператива. Равнинная местность меня никогда не прельщала, но кроме как по ней я нигде не катался. Езда по горной местности бросает настоящий вызов для таких доморощенных райдеров вроде меня - это огромная концентрация поворотов на каждую милю пути, поворотов резких, глухих, до 180 градусов, разнонаправленных и, что добавляет особую изюминку, с подчас очень большим уклоном.



Ехать вверх в таких условиях сложнее, чем по ровной поверхности; но спуск вниз - вообще нечто совершенно особенное. Здесь очень важно выбрать одновременно не только правильную траекторию, но и скорость, и угол наклона мотоцикла. Инерция возрастает многократно, часто использовать тормоза нельзя, ибо они перегреются и вообще перестанут выполнять свою функцию. Это был совершенно новый для меня опыт, который, хоть и особенно проявил несовершенство моих, степного наездника, навыков, очень сильно пришёлся по нраву. Есть что-то чарующее в этом прохождении резких поворотов и постоянном перекладывании мотоцикла слева-направо. Поначалу мне казалось, будто у меня неплохо получается, но после того, как я пару раз чуть не вылетел с дороги, пришлось поумерить пыл и амбиции. Но даже это не испортило впечатления от серпантинов. Я как будто открыл для себя новые грани управления мотоциклом и внезапно осознал, что он способен ездить не только по прямой. В какой-то момент я даже освоил торможение двигателем - читал я о нём давно, но нужды испытывать в реальных условиях до сего момента не было. Здесь же оно оказалось востребовано гораздо больше обычных тормозов. Ощущения, когда ты идёшь накатом и мотор не толкает мотоцикл вперёд, а сопротивляется этому - весьма необычные.



Но отнюдь не серпантины были главной трудностью во время нашей поездки по Словакии. Гораздо сложнее было титаническим усилием воли заставить себя смотреть на дорогу и опасные повороты, а не на виды вокруг. Вернее, хотя бы изредка поглядывать на асфальтовое полотно, а не постоянно пялится на раскидывающиеся под тобой долины, пробивающиеся между сосен золотые лучи и прыгающие по камням горные речки с хрустальной студёной водой. Признаюсь честно, мы долго сопротивлялись. Но потом за очередным поворотом перед нами раскинулось внушительное плато. Справа высились величественные Татры, самая высокая часть хребтов Карпат, а слева…



На вершине одинокой горы раскинулись РУИНЫ ЗАМКА. Не декоративного дворца 16-17 веков и не укреплённого каменного дома, а настоящего, чтоб мне провалиться, огромного замка, военной крепости. Без пошлого современного макияжа, которым в последнее время без чувства меры мажут все жемчужины древности, но и не низведённые до груды камней безжалостным временем, а самые правильные, самые аутентичные руины. Мощные стены и толстые башни, возвышающийся над прочим миром донжон - здесь всё на месте.



Запас восторженных эпитетов к этому моменту у меня иссяк, поэтому напишу кратко: от увиденного я охренел. До этого из крепостей я мог наблюдать лишь кремли. Московский давно не ассоциируется с защитным сооружением, тульский производит жалкое впечатление (непатриотично, зато честно), и лишь новгородский хоть как-то внушает. Но с юного возраста я - а кто нет? - грезил именно средневековыми европейскими замками, строил их из всех подручных материалов, от песка до конструктора. Желание иметь свой собственный замок (а также фрегат и самолёт) в возрасте до 7 лет совершенно нормально, и чудовищная несправедливость жизни заключается в том, что у вас нет личной крепости именно тогда, когда она нужна больше всего. Поэтому мне, как и любому другому ребёнку с пост-советского пространства, приходилось использовать на всю катушку фантазию, превращая в замки всё, что попадётся под руку, от странных конструкций из кресел и подушек до сарая за домом.

И тут я вижу его воочию.

Пока я еду и охреневаю, внесём небольшую историческую справку о том, что же мы лицезрели. Я это узнаю много позже, лишь получив доступ к интернету, но благодаря магии рассказа мы можем жонглировать временем, как обломками кирпичей. Итак, спишский град - это крупнейший замок Словакии, который построен в ХI - задумайтесь, одиннадцатом веке! - нашей эры на вершине туфовой горы, высота которой около 200 метров. Высота его стен, на секундочку, от 20 до 40 метров. Для сравнения, высота стен тульского кремля в лучшие годы была лишь 10 метров, а сейчас так он вообще ушёл в почву на 2 метра. Если бы меня веке в 13 отправили штурмовать спишский замок, я бы с тоской глянул на эти фортификации и постарался самоубиться собственной алебардой. Тяга к гигантизму и безопасности - это то, что объединяет зодчих древности и старую детройтскую автомобильную школу.



Но больше всего меня захватило то, что это был честный, покрытый шрамами времени и битв древний замок, а не выхолощенная реставраторами рафинированная достопримечательность. Конечно, любой памятник старины внушает уважение и трепет, но, признаюсь, какая-то тоска и диссонанс рождается в моём сердце, когда я вижу на таких строениях новый шифер, свежую краску, латки кладки, провода… и толпы снующих вокруг туристов. Есть в этом какая-то фальшь, маскарад, будто на мумию натянули синтетическую кожу, одели в национальный костюм и выставили на всеобщее обозрение. А руины… несмотря на все повреждения и возраст, они живые и настоящие.



Ты смотришь на эти стены, по которым ходили люди сто, двести, пятьсот лет назад, прикасаешься к ним, чувствуешь седую пыль веков. Покосившаяся башня всем своим видом говорит: «да, моя вершина осыпалась, а сквозь свод окна видно небо. Но я в таком виде была до того, как ты появился на свет, и буду многие сотни лет после того, как твои кости обратяться в прах, а имя - забудут». Что скрывают твои камни, древняя крепость? Кровавое золото, истлевшие знамёна, ржавые мечи, кости героев или предателей?

В общем, Словакия решила пойти с козырей. И если вы думаете, что остаток пути я проделал под впечатлением от Спишского града, то вы ошибаетесь. До конца дня мы проехали до 8 различных замков, и восстановленных, и в виде живописных развалин. Признаюсь честно, был бы я не один - плюнул на главную цель нашего путешествия и до истечения визы лазил бы по этим крепостям. Но коллектив накладывает свои ограничения, посему, вздохнув, пришлось с тоской провожать взглядом эти оплоты прошлого. Я обязательно вернусь в Словакию именно ради них.



Каждый замок, который мы оставляли позади, был по-своему крут, хоть они были и меньше первого, Спишского града. Какие-то стояли на неприступных скалах, другие - нависали над озёрами. Каждый имел какую-то свою изюминку. Просто взгляните на эту красоту - я до сих пор не верю, что видел её своими глазами.



Всего на территории Словакии сохранилось более 170 средневековых замков - учитывая небольшую территорию страны, складывается впечатление, что макдональдс там найти сложнее, чем какие-нибудь легендарные руины. У каждого замка - своя, насыщенная история, но отдельно хочу заметить, что один из оставленных нами позади был прибежищем небезызвестной Кровавой Графини Елизаветы Батори, про изуверства которой ходили легенды. Говорят, что в своей жестокости она почти достигла японских инженеров. Но мне кажется, здесь всё-таки преувеличение, потому что графиня всего лишь убила около 650 человек и имела слабость к ваннам из крови особо симпатичных девственниц, а не придумала засунуть аккумулятор стида под амортизатор или процедуру замены масляного фильтра на драгстаре.



В общем, всю Словакию я проехал вот с таким выражением лица -  О___О. У меня было полное ощущение того, что я словно попал в фэнтезийную книгу или компьютерную игру: за очередным поворотом я столкнусь с отрядом мечников, а на бесконечном голубом небе вот-вот мелькнёт силуэт настоящего дракона. Мне очень понравилась эта горно-лесистая, обильно-замковая уютная страна, настоящее сказочное королевство.



Границу с Чехией мы пересекли на закате - правда, точный момент я опять-таки упустил, ибо в Европе границы очень размыты. Не понимаю, как они так живут - без колючей проволоки, блокпостов, международной напряжённости и постоянного гнёта. Дикари, одно слово.

Смеркалось. Позади было около 800 километров, полных впечатлений и не самых простых дорог, но на фоне первого дня, конечно, мы даже почти не устали. Однако отличный свет не входит в многочисленные достоинства моего мотоцикла, поэтому в темное время суток, особенно по тенистым лесным дорогам, передвигаться на нём затея так себе. Ближайшим к нам населённым пунктом был Угерски-Брод, где мы оперативно забронировали гостиницу. На ужин, к сожалению, мы уже не успели, посему мы отметили завершение дня фирменным чешским пивом и отправились спать. Номерам и сервису было далеко до Люблина, где мы ночевали днём ранее, но в целом всё было опрятно и приемлемо.

Утром нас ждал финальный рывок до Праги. Попетляв немного по узким тропинкам, мы оказались на вершине горы, а перед нами раскинулись гектары угодий.



Во время остановки мимо нас, приветливо посигналив, внезапно проехал... военный виллис.



А через минуту навстречу проехала какой-то огромный комбайн, занимавший  почти всю дорогу.


Если бы мы встретили его чуть позже, на извилистом спуске, который начинался впереди - страшно подумать, как бы мы разъезжались...

Оставшиеся несколько сотен километров пролетели довольно быстро и без каких-либо примечательных случаев, исключая лишь момент, когда меня на выезде с заправки чуть не раскатал несущийся мерседес-кабриолет. Да и то виноват был я, внимательнее надо быть - хорошо, что я успел затормозить, а он - сманеврировать, оба отделались лёгким испугом.

На одной из заправок под Прагой мы обнаружили две интересных вещи. Первое - это суровый немецкий рэт-байк из БМВ, затейливо покрашенный под ржавчину и с военной немецкой символикой, которая добавляла антуража.



Я хоть и не фанат подобного милитаризма, но и от предрассудков избавлен, поэтому мотоцикл весьма понравился. Но ещё больше мне понравилась местная газировка, вернее - тара, в которой её продавали.



Коллекция бутылок в гараже пополнилась новым экземпляром!

Прага разделена на несколько зон. Нам предстояло жить в Праге-1, самом историческом центре. Стоило нам только въехать в столицу Чехии, как мы сразу поняли, что мероприятие ожидается масштабным.



Мотоциклы были повсюду. При том, мотоциклы вполне определённой марки. Концентрация двухколёсной техники на единицу площади была такой, словно мы оказались в Стурджисе. Все обочины были заставлены бесконечными рядами припаркованных харлеев, а по дорогам стаями носились рычащие стальные чудовища.



На перекрёстках одни колонны байкеров пропускали другие колонны, автомобилисты были в абсолютном меньшинстве. Где-то я читал, что на юбилей съедется то ли 70 000, то ли 90 000 мотоциклистов - и смотря вокруг, я понял, что эти цифры едва ли завышены. Большинство местных жителей не понимало, почему вдруг их город превратился в мотоциклетную мекку, а по улицам вразвалочку бродят бородачи в кожаных жилетах, но даже намёка на негатив не было.



Расквартировавшись, мы отправились на мероприятие…

Путешествия, Мотоциклы, harley

Previous post Next post
Up