И вновь продолжается бой! Компрессор починен, а это значит, что настало время таки использовать по назначению сваренный нами кантователь и не только вертануть на ём раму от шевроле тахоэ, но ещё и чистануть её, грунтануть и, чего уж там, красануть например!
Итак, рама от Шевроле Тахо 1997го года, для которой был сварен мега-кантователь. Вот она, родимая!
Донорская рама была найдена в очень хорошем сохране и без нарушений геометрии. Однако годы берут своё - старое ЛКП от неё почти отвалилось, повсеместно была, хоть и поверхностная, но коррозия. Давайте посмотрим на неё поближе.
Больше всего досталось креплению запаски снизу - как будто его вообще не красили с завода:
У меня ещё изрядно есть фотокарточек, но суть уже, я думаю, ясна - поржавела она вся. В общем, ничего страшного - никаких сквозных дыр или следов неумелого ремонта, как на моём кугуаре - но всё равно, оставлять такое не стоит, ибо там, где сегодня бархатная ржа, завтра будет уже гниль, а послезавтра её можно будет выбросить. Я слегка утрирую по срокам, но суть от того не меняется: глупо при столь масштабной операции, как фрейм-офф не очистить раму от ржавчины и не нанести подходящее для столь ответственного элемента автомобиля (суть - его хребта) краску.
И вот, вооружившись 6-кубовым дизельным компрессором, немецким струйным оборудованием и прочими приспособами, мы приступили к очистке!
С одной стороны, старая краска и не самая глубокая ржа отлетала от рамы просто на раз-два, стоило лишь провести соплом:
Однако дело осложнялось тем, что рама - конструкция сложной геометрии, с большим количеством приклёпанных и приваренных элементов, совокупность которых образовывала целый клондайк труднодоступных полостей. Не каждая барышня может похвастать таким количеством впадинок, ложбинок и изгибов, которые были у этой рамы! И все их необходимо было не только обнаружить, но и вычистить. Это было возможно только благодаря кантователю, который позволял вращать и фиксировать раму в любом положении.
Честно, я ума не приложу, как некоторые люди справляются в таких работах без кантователя, вывешивая рамы на цепях или даже используя старые-добрые пеньки: они или мастера-эквилибристы с орлиной зоркостью, или всё-таки немалое количество мест они пропускают. Ради интереса мы даже провели эксперимент - очистив кусок рамы целиком в одном положении, мы перевернули её - и, несмотря на все усилия всё равно обнаружили множество пятен ржавчины, которые были скрыты от взора из-за ракурса и неудобного положения. При том практика показала, что даже просто перевернуть раму зачастую недостаточно - возможность фиксировать её практически в любом положении, под разными углами, бесценна для результата.
Особенно важно хорошенько пропесочить её изнутри, в карманах, образованных поперечными балками, креплениями рессор, торсионов, подушек. На это ушло преизрядно времени!
Так как из-за поломки компрессора в очистке рамы был сделан перерыв, она была обильно полита кислотным грунтом для защиты от коррозии.
Далее, по совету многоопытных товарищей Ковбоя V8 и отличнейшего маляра Антона (к сожалению, не знаю, есть ли он на форуме) мы закатали раму в эпоксидный грунт, предварительно очистив её от кислотника. В принципе, эпоксидку можно было класть и поверх, но заказчик захотел облить ей поверх живого металла.
А после этого - полиуретановая краска, что вкупе даёт настоящий невъебитиум.
Эта связка не только прочна, но ещё и пластична, что крайне важно для техники, съезжающей с ровного асфальта ( в случае с российскими дорогами - вообще для любой колёсной техники), так как конструктивно рама всё-таки несколько гуляет при езде по неровному ландшафту - и поэтому прочное, но хрупкое покрытие вроде порошка может просто-напросто лопнуть от таких деформаций. А это, как вы понимаете, приведёт к попаданию в трещины влаги и гниению под слоем краски, даже если она не отвалится. Подобное может произойти даже на статичных деталях при плохой подготовке и, как следствие, адгезии - лично наблюдал один рэнглер, неудачно покрашенный раптором: под внешне целым толстым слоем краски металл начал ржаветь и сгнил до дыр. Вот уж действительно, несущая краска =) Но мы отвлекаемся от нашей рамы. Давайте взглянем на неё получше!
Я не много в своей жизни видел новых заводских рам (если признаться честно, то примерно ни одной), но мне кажется, что именно так они и должны выглядеть.
Так как краска очень густая, пришлось приобретать специальный краскопульт с широкими дюзами для того, чтобы красить ей - и даже несмотря на это было не так-то просто.
Помните, я выше писал про скрытые полости и закоулки? Так вот - очистить их было непросто, а вот прокрасить - в несколько раз сложнее =) На это мы убили изрядное количество времени ( с учётом того, что краска густеет стремительно, приходилось наладить конвеер по постоянному изготовлению необходимых доз), не раз и не два крутили раму на кантователе, но в конечном итоге выкрасили ВСЁ. В некоторые полости, вроде закрытого спереди профиля рамы, физически невозможно было подлезть краскопультом, и в ход пошли кисточки разных типоразмеров, акробатика и удлинители для сопел в виде разнообразных трубочек. Единственный способ более тщательно покрасить раму, пожалуй - только погружение в ванну с краской или гальваника. Даже привередливый хозяин рамы, облазив её с фонариком вдоль и поперёк, остался доволен. А вот и он сам:
Рама была надёжно упакована перед отправкой на установку в дружественный сервис к Роме Эшли.
Работа получилась кропотливая, особенно если брать покраску, но за конечный результат, положа руку на сердце, мне лично не стыдно. Я думаю, эта рама переживёт не только владельца и весь автомобиль, но и всю человеческую цивилизацию.
В общем, если кто-то задумал почистить раму\кузов и что угодно ещё - у нас есть отребилженный компрессор, 3 тонны свежайшего купершлака и кантователь=)