Юрий Алексеевич Шишков родился в 1940 г. В 1979 окончил МГАХИ им. Сурикова (мастерскую Королёва). С 1980 член МСХ, руководитель молодёжной секции. Пришёл в Суриковский институт в 1992 в качестве преподавателя вместе с Николаем Андроновым (в его творческую мастерскую). Продолжил преподавать в мастерской и после кончины Николая Ивановича, и после того, как её возглавил Павел Никонов. Продолжает преподавать в мастерской и по сей день, после того, как уволили Никонова (в 2006 г.), и назначили на его место Альбину Акритас. Хранитель традиций мастерской Андронова.
Друг, соратник, ученик, помощник и продолжатель дела Николая Ивановича Андронова. Работал вместе с ним над мозаиками в метро «Савёловская» и «Крестьянская застава», вместе с ним делал роспись в гостинице «Космос», на Савёловском вокзале, маркетри для советского посольства в Вашингтоне и ещё много других работ.
Юрий Алексеевич работает и как станковист. Все его вещи (даже этюды) композиционно крепко сколочены и как-то по-особому лиричны. Когда в 2005-м у него была персональная выставка на Кузнецком мосту, где большинство его работ мы, студенты, видели впервые. Очень самобытная, одновременно знаковая и тонкая живопись.
Шишков читал нам лекции о композиции, о монументальной живописи. Факультативом, по собственной инициативе, вёл "материал". Под его руководством мы учились резать сграфитто, писать фреску, класть мозаику. Руководил копийными и живописными практиками в Ферапонтово, Архангельской области и в Истобенске, где он сам писал больше всех. Он руководил практиками, на которых мы реализовали свои проекты росписи (часовня около Калязина и церковь в Бежецке). Работать вместе с ним было не всегда легко, но очень интересно и полезно.
Он учил нас композиционному устройству холста. Учил композиционно мыслить. «Небо по-Шишкову» - это небо, которое видится чётко разделённым на разные цветовые плоскости. Такое небо, кстати, над Ферапонтово (не верите - поезжайте проверьте). «Членить» и «дыбить» - это не методы работы палача, а художественные приёмы. Шишков вместе с нами анализировал устройство картинной плоскости в творчестве разных художников.
Дионисий, Дерен, Зурбаран, Утрилло, Сезанн, Ларионов, Филонов, Фальк, Андрей Васнецов, Андронов, - художники, о которых Юрий Алексеевич говорил с особым трепетом. И, конечно, о Пуссене: «посмотрите, как он ребёнка режет» - объясняя устройство композиции с помощью проходящих сквозь фигуры невидимые вертикали, - «режет ему ногу, отрезает спину, режет голову…». Это была неоценимая школа.
Дай Бог ему долгих лет и новых прекрасных работ!
Храм Нектария Бежецкого. Юрий Алексеевич не гнушается орнаментами.
Во время росписи часовни. Работа шла тяжело...
"Андронов"
"Затмение"
"Суздаль"
мысля конструктивно (роспись часовни под Калязиным)
М. "Савёловская", мозаики на тему "Транспорт"
. "Крестьянская застава"