Ещё немного очень хорошей живописи.
В Прадо и в Тиссен нельзя фотографировать. Но от некоторых работ бывает очень трудно оторваться, и тогда я нахожу момент и обязательно фотографирую фрагмент,
который так притягивает взгляд. Лучшего способа оторвать себя от прекрасного я пока не нашел.
Обычно это помогает - остаётся иллюзорное чувство того, что я что-то смог "запомнить", забрать с собой. Ещё лучше, конечно, скопировать, как делает этот человек,
и чувство освоения будет надёжнее, но это, увы, невозможно.
Распятие Веласкеса с 3д-эффектом: на ровном тёмно-зелёном фоне с падающей тенью. Хотя, традиция распятий на тканевом фоне идёт от
Северного Возрождения и Рогира ван дер Вейдена.
1.
Ещё интересно, что я был в тех же музеях полтора года назад. И, соотнеся фотографии этого и прошлого года, нашёл, что смотрел на одни и те же работы, находил в них для себя те же фрагменты. Совпадение процентов на 90.
Веласкеса я по-настоящему смог оценить только в Прадо. Его мягкие, и всегда разные касания, тончайшие лессировки и кажущаяся простота.
2.
интересно смотреть за движением кисти, пытаться мысленно повторить это движение
3.
в "Менинах" мне очень интересно, как пришла идея написать на переднем плане собаку, интересно, как она стала "пропущенным планом".
Ещё меня очень подкупает цвет пола в "Менинах" - каждый день в метро вспоминаю Веласкеса.
А с придворным карликом Николасито, который влетает в кадр и пинает её вышел совершенно кинематографический эффект.
4.
Я не поклонник Рубенса, и не мог понять, почему Веласкес избрал именно его в учителя.
Но глядя на этот недописанный этюд из Тиссен, написанный на дереве, я его понимаю. Здесь Рубенс - гениальный живописец.
5.
Мне всегда очень нравился Рибера, его строгость и решительность заставляют его уважать.
И, конечно, пронзительные взгляды его персонажей из-за холста!
6.
движение мазков строго по форме (как потом динамичные штрихи в гравюрах у Гойи)
7.
Кстати, кто изображен на этой картине? Пока не буду говорить ответ.
8.
ещё один прекрасный фрагмент Риберы
9.
а это- другой караваджист, итальянец Серодине
10.
ещё очень люблю живопись Франсиско Зурбарана за его тонкость и виртуозность композиций.
11.
А этот этот прекрасный натюрморт, как оказалось, его сына, Хуана де Зурбарана.
12.
Эль Греко мне нравится очень выборочно. Больше всего в Прадо понравился Св. Себастьян, и особенно нижний горизонтальный холст.
13.
Он виртуоз, и сильно опередил своё время. У него всегда очень острая композиция и необычная живопись. Он любит оставлять просвечивающую скозь краску имприматуру. Она тоже разных оттенков - от охры красной до коричневых. Но мне нравятся у него единичные вещи.
Нравятся его портреты апостолов, и эта работа из музея в Толедо.
14.
Очень необычный и очень испанский художник Луис де Моралес.
15.
16.
здесь кровь из раны Христа напомнила глаза у сюрреалиста Дали - оказывается, это цитаты из Моралеса.
17.
вообще, на испанскую живопись в 16 веке очень сильно повлияли фламандцы, и это очень заметно у Моралеса
18.
здесь, извиняюсь, без имени автора. Картина из собрания академии художеств.
19.
испанский романтизм: извержение Везувия. Люди не обращают внимания - завидное хладнокровие!
20.
Тоже из академии художеств Сан Фернандо: избиение младенцев
21.
это тоже очень по-испански: ножи, страдание, кровь
22.
композиция очень многофигурная, и сделана с большой любовью
23.
"индустрия" великого Гойи. Интересно, как эта вещь геометрически скомпонована этими арками и круглыми формами колес.
Как будто специально для учебника по композиции.
24.
Вершина в творчестве Гойи - конечно, росписи из "Дома глухого"!
Живопись потрясающей силы. И очень острые композиции.
1819-1823г.
25.
однако я не представляю, как можно было снять настенную живопись и перенести её на холст? Как это возможно?
Если среди вас есть специалисты, объясните.
26.
конечно, удивительно, что художник сделал эти росписи у себя дома на стенах - ведь он среди них жил
27.
специально сфотографировал фон - очень тонкая и сложная живопись
28.
я раньше не знал, что Гойя очень много копировал Веласкеса. Копии замечательные! Видно, как формируется характерный экспрессивный штрих. Редко можно встретить копии с таким напряжением.
29.
из автопортретов Гойи мне больше всего нравится холст из академии художеств. Очень похожий висит в Прадо.
30.
его сцены инквизиции тоже из музея академии. Чуть раньше дома глухого: 1814-16.
31.
32.
Приятно, что в музеях много копиистов, и в основном не студенческого возраста.
33.
34.
немного других, не-испанских шедевров:
в Прадо шикарное собрание фламандцев. Благодаря увлечению фламандцами Филиппа Второго. О Босхе я уже
немного писал.
"Снятие со креста" Рогира ван Дер Вейдена 1435г.
35.
Эртген ван Лейден из Тиссен. 16 век. Вещь, от которой невозможно оторваться из-за её фона.
36.
и, конечно, поздний Тициан. Венера с органистом и собачкой. ок. 1550.
37.
и пара совсем поздних его вещей - Положение во гроб. 1557 и 1559.
38.
У Тициана этот вариант картины купил лично Филипп Второй.
Забавно, что Эль Греко, мечтавшему стать его придворным художником, король отказал.
39.
ещё я попал на замечательную выставку Шардена. Раньше относился к нему довольно скептически. На выставке увидел, как он заставляет светиться все предметы в натюрмортах. И всё, что в тени - тоже наполнено светом.
На выставке наглядно видна его эволюция, и некоторое падение в конце жизни.
Лучшие вещи, по-моему, начинаются с 1730-х.
40.
Ещё интересно было узнать, что многие работы сохранились в нескольких - двух или трёх вариантах. На выставке их повесили вместе, и можно было проследить, как Шардена всё больше и больше занимает проблема колорита и среды.
Больше всего мне понравился третий вариант его "Учительницы".
Извиняюсь за снимок: пришлось снимать от пояса.
41.