Перед 9 мая я достал долго ждавший своей очереди пневматический ППШ МР-562к производства Ижевского Механического завода (ИжМех)
http://pavel-novichkov.livejournal.com/20796.html Честно говоря, я хотел привести его в надлежащее для эксплуатации состояние еще год назад. Главное, что меня не устраивало в изделии - возможность произвести не более 40 вдумчивых выстрелов одиночными с одного баллона СО2. Под "вдумчивыми" я понимаю неторопливое прицеливание и выстрел, т.е. интервал между выстрелами не менее 1 секунды, чаще один выстрел в 2-3 секунды.
Малый ресурс 12-ти граммового СО2-баллона объяснялся очень просто - якорь соленоида сильно бил в клапан магазина, что приводило к перерасходу газа. Косвенно об этом говорила начальная скорость стальных омедненных шаров ВВ. Первые выстрелы с баллона могли покинуть ППШ со скоростью 180-190 м/с. Потом скорость достаточно быстро падала и, например, 20 выстрел был уже как намного тише по звуку, так и слабее по скорости - не более 110-115 м/с. С 30-го и до конца баллона скорсть составляла максимум 80 м/с.
Со временем первые выстрелы с баллона сопровождались усиленным прорывом СО2 в зазор между стволом и корпусом клапана - это начал вывинчиваться ствол из казенника. Как следует закрутить его через отверстия перфорированного кожуха не получалось.
И напоследок, взяв в первый раз автомат в руки, я потом долго не мог отмыть их от черно-рыжего налета ржавчины, черной краски и не совсем удачного "пескоструя" с последующим оксидированием металла. Опять же, МР-562к - это самый настоящий ППШ в прошлом, наследие конверсии и грубой переделки в пневматическое оружие если не вынуждали, то, по меньшей мере, требовали перебрать изделие.
Я планировал разобрать МР-562к, устранить вышеизложенные недостатки, промыть все стальные части очистителем карбюратора, все заново смазать и собрать. Xтобы стрелять и наслаждаться без необходимости долго потом отмывать руки.
Еще хотелось удалить черную краску, которой на ИжМехе закрасили, по-видимому, проблемные места на металле. С нее, собственно, все и началось...
Сначала я отделил верхнюю часть ствольной коробки от нижней. Для этого надо выбить разрезной штифт слева-направо, а затем полую ось шарнира ствольной коробки (справа-налево). Для выбивания разрезного штифта очень хорошо подходит носик использованного СО2-баллона.
После удаления штифта и оси (штифт на верхнем фото слева, полая ось справа), необходимо отделить верхнюю часть ствольной коробки от нижней и извлечь ствол с казенником и соленоидом в сборе. В собранном состоянии именно ось шарнира ствольной коробки не дает возможность демонтировать ствол. Если не отделить верхнюю часть, то ствол будет трудно извлечь из-за длины провода, идущего к соленоиду.
Казенник ствола и ствол (в передней (слева) части казенника видна проточка под ось шарнира ствольной коробки):
Винт справа фиксирует соленоил в алюминиевом полукольце C-образной формы. В зависимости от глубины вкручивания соленоида удар по клапану будет сильнее или слабее.
Длина ствола 266 мм, внешний диаметр 13 мм. Диаметр "родного" ствола ППШ у дульного среза 14 мм, поэтому в передней части новодельный стволик имеет насадку на резьбе, увеличивающую диаметр до 14 мм, чтобы ствол не люфтил в отверстии под него в передней части ствольной коробки в районе дульного тормоза.
Кстати, новодельный ствол цилиндрический, тогда как ствол огнестрельного ППШ был сделан "на конус". От того новый ствол кажется в кожухе слишком тонким. На чертеже, взятом с просторов интернета, это четко видно:
Начав стирать мазки краски со ствольной коробки ацетоном, я обнаружил, что оксидирование металла так же меняет цвет и становится светлее, матовый оттенок почти исчезает. При этом на смоченной ацетоном ветоши остаются не двусмысленные следы того, что оксидирование проведено совсем уж неправильно и если все оставить как есть, то избавиться от его следов на руках не удастся.
Как известно, нет ничего невозможного. Размером с зубную щетка со стальной щетиной сняла как краску, так и не удавшееся оксидирование. Заодно этой же щеткой из всех щелей ствольной коробки был убран песок. Ствольная коробка вдруг начала приобретать свой первоначальный вид. Исчезла матовость поверхностей, вместо поглощения света, поверхности начали его немного отражать. Очищенная от следов современной обработки ствольная коробка оказалась поеденной коррозией как снаружи, так и внутри. Самые сильные следы коррозии обнаружились в передней камере ствольной коробки, выполняющей функции дульного тормоза и компенсатора подброса оружия при стрельбе. Скорее всего, настоящий ППШ 1943 года выпуска с серийным номером ГИ 2826 пострелял не мало до консервации и последующей переделки в пневматическое оружие.
Для достижения равномерности результата работы стальной щеткой, внешние и внутренние поверхности ствольной коробки были обработаны очень мелкой наждачной бумагой (меньше "0" точно), причем уже бывшей в употреблении.
Мыслей полностью зашкурить ствольную коробку и заново ее заворонить у меня не возникало. И, кстати говоря, никогда не возникает. На мой взгляд, это весьма кропотливый и трудоемкий процесс, требующий при этом навыков и опыта.
Остатки "родного" оксидирования наждачной бумаге поддаются с трудом - не смотря на военный выпуск, оксидирование очень глубокое. Можно, конечно же, было фанатично "запилить" и его до белого металла, но я этого делать не стал - искусственно старить оружие я очень не люблю. Хотя настоящий ППШ ГИ 2826 был, скорее всего, весьма потертым.
На фото выше и ниже внутрення часть ствольной коробки, под которой когда-то двигался затвор пистолета-пулемета. Сейчас за задней клепкой целика приварен винт. Почему именно винт, сказать сложно. Можно было приварить и не винт. Эта ненужная деталь - дань соответствию криминалистическим требованиям. Приваренный винт не даст затвору настрояшего ППШ двигаться внутри ствольной коробки. Решение спорное и выполнено "для галочки", но тем не менее, любителям аутентичности срезать этот винт однозначно не рекомендую - именно он не позволяет визуально идентифицировать ствольную коробку МР-562к как ствольную коробку ППШ, особенно при отсутствии новодельных клейм, которые обычно стараются убрать..
После щетки и наждачной бумаги я отмыл ствольную коробку очистителем карбюратора, потом вымыл целиком с мылом и высушил на электрической плите. Вода полностью испарилась и после остывания я смазал ствольную коробку силиконовой смазкой-спреем. Почему именно ей? Во-первых, любая смазка в виде спрея обладает повышенной текучестью, а во-вторых, у меня закончилось жидкое оружейное масло Break Free.
Отмытая и смазанная ствольная коробка стала выглядеть так:
Прицельные приспособления я выровнял насколько это было возможно.Боковые щитки криво приваренного целика слегка подогнул влево, чтобы целик сместился примерно на 1 мм влево. Мушку так же сдвинул влево примерно на 1,5 мм. Заваленный влево намушник вернул на место. Все операции были выполнены с помощью молотка и большой выколотки. Выполнены, естественно, "на глазок", так как большинство деталей прицельных приспособлений не параллельны и не перпендикулярны. Это наследие массового производства военных лет - часть истории нашей страны, не уничтоженная в плавильной печи.
Проявились и стали читаемыми некоторые клейма, поверхность ствольной коробки стала более гладкой и приятной на ощупь.
Продолжение следует...