Миф о суммарной гармонии цветов

Jan 02, 2014 14:29

С вопросами цвета и цветовой гармонии связано не меньше мифов, чем с фотокомпозицией. В свое время az написал серию статей «Мифы о композиции», где подробно, с примерами рассказал о наиболее распространенных заблуждениях. Не уверен, что меня хватит на цикл аналогичных статей о цвете, но как минимум об одном мифе я бы хотел упомянуть. Звучит он следующим образом:

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Это - вырванная из контекста цитата Йоханнеса Иттена, «Искусство цвета». Проиллюстрировать ее можно, например, с помощью вот этой палитры крайне насыщенных цветов, равномерно надерганных из всех частей цветового круга:



Рис. 1

В сумме эти цвета действительно дают нейтральный серый цвет, однако я ставлю под сомнение утверждение о том, что данная палитра выглядит гармонично. На мой взгляд, она для этого слишком пёстрая - цвета слишком насыщены, слишком разношёрстны и их слишком много. Перед нами типичное проявление цветовой какофонии. Если вы резко, с силой извлечете сразу все 12 нот октавы (например, на пианино), то получите примерно такое же ощущение, только в звуках.

Однако, в отличие от звуковой, гармонизовать цветовую какофонию несколько проще. Для этого достаточно некоторым образом сблизить между собой изначально слишком разные цвета, добавить в них некую общность. Это можно сделать разными способами, все они будут основаны на добавлении в каждый цвет палитры какого-нибудь стороннего (сближающего) оттенка. В самом простом варианте - серого. Что равносильно снижению насыщенности каждого цвета:



Рис. 2

Палитра на рис. 2 тоже дает в сумме нейтральный серый, однако выглядит куда более гармонично (хотя об абсолютной цветовой гармонии здесь говорить вряд ли приходится). На первый взгляд новая палитра кажется менее выразительной, более блёклой - но если посмотреть на нее некоторое время, а потом вернуться к исходной, дисгармония цветов на рис. 1 станет очевидной. Я говорю об этом с уверенностью, потому что десятки раз проводил этот опыт в темном зале с проектором и получил подтверждение наблюдаемому эффекту не менее чем от 1000 человек. Подробнее об этом визуальном эксперименте и его продолжении можно почитать в моей книге «Живая цифра».

Причины

Откуда же растут ноги у мифа о гармонии за счет суммарной нейтрали? Я думаю, здесь несколько причин.

1) В основу рассуждений о цветовой гармонии часто ставят исследования и высказывания специалистов не из области эстетики. В своей книге Иттен рассказывает о физиологическом эффекте симультанного контраста (при закрытии глаз в восприятии человека возникает цвет, обратный к наблюдаемому) и упоминает выводы о цветовой гармонии не художников, а ученых:

«Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году а Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет».

«Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

«В своей книге об основах цвета теоретик Вильгельм Освальд писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно сформулировать так: Гармония = Порядок».

Подобные наблюдения важны, но по отношению к вопросам гармонии они носят промежуточный характер. Последнее слово я бы оставил живописцам.

2) Недостаточная точность и корректность формулировок. Тот же Иттен, на мой взгляд, слишком увлекся переносом понятия цветовой гармонии из области субъективных чувств в область объективных закономерностей. При этом он делает несколько принципиально важных оговорок:

«Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии».

«Как правило, оценка гармонии и диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера».

Тем не менее, далее погружается я в поиск объективной цветовой гармонии на основе цветового круга. Со многими наблюдениями Иттена я согласен, но, как показывает эксперимент выше, не все выводы выдерживат критику. А ведь иттеновское «Искусство цвета» - букварь по колористике для многих современных фотографов (реже - художников, т.к. они все это, как правило, знают из художественной практики).

3) Желание алгоритмизировать творческий результат. Это, пожалуй, вообще бич человечества. Люди с завидным упорством продолжают верить в кнопку «Шедевр», секреты и формулы, которые позволят им достигать эффектных результатов. Именно поэтому подавляющее большинство пробующих себя в творчестве с азартом хватается за цветовые круги, стрелочки равновесия и коэффициэнты количественных соотношений. Совершенно забывая о том, что гармонию алгеброй не проверить.

Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил Я алгеброй гармонию.
Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.

«Моцарт и Сальери»
А.С. Пушкин

Практические советы

Какой практический вывод из описанного мифа можно сделать применительно к фотографии? В первую очередь я бы предложил такой. Фотографы часто включают в кадр слишком много разноцветных объектов. А желание к тому же сделать картинку понасыщеннее все дальше уводит нас от цветовой гармонии.

Надеюсь, zyalt не обидется на меня за то, что я взял в качестве примера его фотографию. Дело в том, что Илья часто показывает фотографии городов, а города часто пестрят разноцветной рекламой - такой пример будет вполне наглядным.



Суммарно все цвета на этой картинке дают цвет с координатами RGB (98, 98, 97) - то есть практически идеальный серый цвет. Однако, несмотря на это, гармоничными эти цвета я бы не назвал. Также, как и по отношению к абстрактной цветовой палитре на рис. 1 я бы применил здесь слова «пестрота» и «какофония».

Каким образом можно было бы сделать цвета на этой фотографии менее кричащими, более сочетаемыми? Прежде всего, и это мой главный совет - не включать в кадр столько разных, к тому же насыщенных цветов. Это вопрос построения кадра при съемке, композиции, цветового мышления. Именно поэтому свою книгу о цвете я начинал с цитаты Гарри Груйера:

Цвет не должен восприниматься как некая добавка к изображению, он должен составлять его суть.

Пожалуй, к этому можно добавить еще одно высказывание:

«Художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью. Живопись, в собственном смысле слова, если речь идет не об одноцветных картинах, содержит в себе идею цвета как одну из необходимых ее основ наряду со светотенью, пропорцией и перспективой».

Э. Делакруа. Дневник.
23 февраля 1852 г.

Если же в кадре нет цветовой композиции, обсусловленной колористическим мышлением фотографа, то скорее всего, и цели у автора такой нет - сделать цвета гармоничными. Куда гораздо важнее для него передача некоторой информации, чем, собственно, и занимается Илья. Подчеркиваю - вопрос красивого и выразительного цвета, это в первую очередь вопрос внутренних потребностей, критериев и требований каждого конкретного фотографа. Вопрос личного отношения к собственным фотографиям.

Если бы по каким-то причинам такой кадр потребовалось сделать и показать мне, я бы все-таки попытался хотя бы немного гармонизовать исходно пёструю гамму. Например, следующим образом:



В этом варианте просто снижена насыщенность и чуть увеличен контраст. Я не призываю соглашаться с тем, что получившиеся цвета лучше. Оценка фотографий (и, в том числе, цвета) опять-таки, связана с внутренними критериями зрителя. Для восприятия гармонии необходим определенный визуальный опыт. Дети, например, часто тяготеют к десятку кислотных цветов (обратите внимание на цвета игрушек в магазинах). Не исключаю, что кому-то больше понравятся цвета в первом варианте. Но я почти не сомневаюсь в том, что опытный наблюдатель оценит иллюстративность приведенного примера.

Если для вас приведенный пример не очевиден, попробуйте сделать так. Поместите на экране второй вариант так, чтобы в поле зрения не было первого (например, пролистните его вверх, за пределы видимого поля браузера). Посмотрите на изображение в течение 20-30 или даже 60 секунд. А теперь резко посмотрите на исходный вариант (например, пролистав его вниз, в поле браузера). Из-за эффекта адаптации зрения последовательное (не параллельное) разглядывание, как правило, дает куда более убедительный результат.

Вывод

Как видите, утверждение о том, что два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет, сложно назвать однозначным. В некоторой степени это действительно так (рис. 2), но здесь явно не хватает вводных. Когда мы говорим о гармонии, речь не может ограничиваться только суммой цветов. Нельзя также не принимать во внимание как минимум их количество и насыщенность. На самом же деле, понятие цветовой гармонии куда более сложное, и на следующих уровнях погружения необходимо говорить о цветовых созвучиях (интервалах, аккордах), валёрах, вариативности, близости оттенков, тональной окраске и других, куда более значимых, чем просто «сумма цветов» аспектах колористической выразительности.

Все самое интересное у нас!




«СРЕДА» - творческая лаборатория и фотошкола в Москве




«Фреймвей» - фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов

статьи

Previous post Next post
Up