Результат поездки в Узбекистан (Бухара, Самарканд) и несколько слов о плохих фотографиях

Oct 13, 2012 13:23



Самарканд. В чайхане

В этой поездке мы много обсуждали вопросы «результативности» съёмки. Кто сколько снимает и что получается на выходе. Ещё в Москве на своём мастер-классе Анзор сказал: «Меня часто спрашивают, снимаю ли я плохие фотографии? Конечно! Я что, не человек, что ли? Конечно снимаю - мешками! Другое дело, что я их не показываю».

В Узбекистане участники фототура попросили Анзора и меня показать наши сырые съёмки, всё подряд без отбора. Мы показали, не стесняясь. Тем более, мы понимали, что после этого самооценка учеников вырастет, а это весьма неплохо для процесса обучения, т.к. важно, чтобы ученики перестали напрягаться и вообще стараться выдавать только «шедевры». Фотография - не самоцель, а камера - лишь средство познания мира. В итоге среди 1300 просмотренных снимков Анзора нашли 3 достойных фотографии, среди моих 400 отсмотренных - 2 :) Более того, мне неоднократно доводилось видеть сырую съёмку Георгия Пинхасова - снимает он очень много (по 1000 и более файлов в день), «выхлоп» из его файлов примерно такой же, может чуть больше.

Это не значит, что надо снимать много, авось по теории вероятности что-нибудь получится. Если нет творческого видения, ничего не получится, хоть по 10 тысяч файлов снимай. Но это вполне значит, что если фотографа что-то заинтересовало в окружающем мире, не надо экономить ресурс затвора. Имеет смысл снимать всё, на что хочется направить камеру и с лёгкостью относиться к месту на флешке, не задумываясь о том, шедевр вы снимаете или нет. Вот несколько высказываний Пинхасова на эту тему:

«Не бойтесь снимать плохих фотографий. Я научился снимать, когда перестал бояться делать плохие фотографии.»
«Эксперимент часто заканчивается неудачей, но мы этого не боимся.»
«Основной принцип простой - надо как можно больше снимать, и как можно больше удалять.»
«Ничего не получится, если ваша цель - фотография. Камера всего лишь средство восприятия мира.»
«Когда вы хотите сделать хорошо и у вас получилось - это неудача в искусстве. Удача в искусстве всегда неожиданна.»

Также вспоминаются ещё одни слова Анзора Бухарского: «Ведь не могут же все снимать только шедевры! Кто-то же должен снимать плохие фотографии. Кто, если не мы? Кто возьмёт на себя это тяжкое бремя?»

А вот дальше встаёт ещё одна, пожалуй, один из самых сложных в фотографии задач - отбор. Все эти тысячи файлов нужно отсмотреть и выцепить из фотомусора действительно достойное. Лично мне для этого обычно требуется довольно много времени чувственного (а порой и вдумчивого) листания картинок. Подходы к отбору фотографий и критерии отсмотра - отдельная, довольно большая тема для обсуждения. Например, сходу не всегда удаётся среагировать на собственную хорошую фотографию, а вот удачный снимок товарища видишь лучше. Мы с Анзором жили в одном номере и по вечерам листали фотки, так вот он не видел своих хороших карточек, а я своих. Но вместе мы делали отбор довольно быстро, и по прошествии времени, когда я уже отсмотрел всё спокойно, я полностью согласился с тем, что отметил Анзор.

Для того, чтобы разобрать съёмки в Узбекистане, с учётом предварительного отсмотра, мне потребовалась 1 неделя. Я решил выписать некоторые цифры, чтобы продемонстрировать сказанное выше. Всего за 8 дней я сделал 4305 кадров общим объёмом 123 Гб. Из них получилось 15 фотографий, которые мне действительно нравятся, и которые я хотел бы показать. Вот они:

2.


Самарканд. На колхозном базаре

3.


Бухара. На ковровом рынке

4.


Самарканд. На колхозном базаре

5.


Бухара. На мебельном рынке

6.


Бухара. На мебельном рынке

7.


Бухара. Свадьба

8.


Бухара. В ювелирной мастерской

9.


Самарканд. На колхозном базаре

10.


Бухара. В швейной мастерской

11.


Бухара. На строительстве дома

12.


Самарканд. На колхозном базаре

13.


Самарканд. На колхозном базаре

14.


Самарканд. На колхозном базаре

15.


Портрет. Анзор Бухарский

Скорее всего, со временем от этого выбора останется половина. Но текущая подборка - точно то, что мне показать не стыдно.

P.S. Кстати, на этот раз я брал с собой всего 2 камеры и 2 объектива - Canon 1Ds Mark III со стеклом 35 mm f/1.4 и Fujifilm X-Pro1 со стеклом 18 mm f/2.0. То есть две камеры с широкоугольными объективами почти одинаковых (после пересчёта на фулфрейм) фокусных расстояний. Примерно 20% всех фотографий снял на Фудж, 80% на Кэнон. Из итоговых 15-ти 5 снято на Фудж, 10 на Кэнон.

Камеры брал с собой по принципу веса. Если, например, шли в город ужинать, то захватывал камеру полегче (Фудж). Или, например, во время перемещений (вокзал, поезд) - тоже кирпич на шею не повесишь, а меленькая камера в самый раз. В остальных случаях снимал на Кэнон.

Вообще, хочу заметить, что для X-Pro1 пару недель вышла новая прошивка, я как раз успел установить её перед поездкой. Хочу сказать, что производителю удалось значительно убыстрить работу камеры! Я и раньше не считал камеру непригодной для съёмки, но теперь скорость такова, что уже можно уверенно сказать - да, на этот фотоаппарат можно снимать даже репортаж. Даже крайне скептически настроенный к Фуджу az отметил этот факт:

Тут действительно разительные изменения к лучшему. Я даже поразился. Удивительно и то, что это изменение стало возможно программно, без изменения железа. Я думаю, что если программисты Fujifilm еще поколдуют, то будет еще лучше. Очевидно, что резерв еще есть, поскольку улучшения не маленькие, а огромные.

В следующий раз я покажу вам то, что сняли другие участники фототура в Узбекистан.

путешествия, Узбекистан, люди/жанр, фотографии

Previous post Next post
Up