Про чистые и грязные цвета

Feb 27, 2010 04:06



Разрешите несколько ненаучных соображений о чистом цвете. Я бы даже сказал, субъективных, так что не судите строго. Это не столько статья, сколько размышления вслух. Просто последнее время я неоднократно упоминал понятие "грязный цвет" и назрела необходимость дать пояснения.

Прежде всего хочу сказать спасибо Андрею avz, который в своё время натолкнул меня на простую мысль, что чистый цвет в общем и целом скучен и некрасив. Понятно, что не без исключений, и это вообще говоря зависит не только от самого цвета, но и от его сочетаний с другими. Но в общем и целом чистый цвет скорее не красив, чем красив.

В одном из недавних занятий с учеником, поясняя это, вообще говоря, скорее субъективное (зависящее от индивидуального восприятия, визуального опыта и других субъективных факторов) утверждение, я сымпровизировал незатейливый тест. Который мне показался вполне наглядным, поэтому я решил предложить его вниманию более широкой аудитории, предварительно немного усовершенствовав.

Итак, для начала нарисуем чистые цвета. В координатах RGB наиболее очевидные чистые (то есть без примесей) цвета имеют значения:

255, 0, 0 - красный
0, 255, 0 - зеленый
0, 0, 255 - синий
255, 255, 0 - желтый
0, 255, 255 - циановый
255, 0, 255 - пурпурный



Это те самые цвета, к которым на первых этапах подсознательно стремятся многие фотографы. Но так ли они красивы? На мой сегодняшний взгляд, нет. Чтобы убедиться в этом проведем с нашими чистыми цветами эксперимент. Мы будем их грязнить и сравнивать результат с исходными чистыми цветами.

Для начала десатурируем их наполовину. Для того, чтобы яркостное восприятие не менялось или менялось незначительно (нам это важно для сравнения), слой Hue/Saturation положим в режиме Color.



Вот что получилось.



Красиво? Не сказать, чтобы очень. Но намного красивее, чем исходные чистые. Причем и сами по себе цвета стали более интересными (мягкими, губокими - это мое восприятие), и их соотношения гармоничнее (хотя изначально взятое для теста цветовое сочетание дисгармонично само по себе).

Теперь попробуем дополнительно как-нибудь загрязнить цвета и площадь, которую они занимают. Например, возьмём вот такую текстуру и наложим её в режиме Overlay. Тем самым мы добавим шум, сторонний цветовой оттенок и увеличим общий контраст.





Вот что получилось.



Красиво? Конечно, в рамках эксперимента с чистыми, плохо сочетающимися друг с другом изначально цветами, говорить о красоте весьма затруднительно. Но мы можем сравнить с исходными и сказать, какой вариант воспринимается гармоничнее и интереснее. На мой взгляд, оба грязных варианта куда более интересны, чем чистые цвета. Хотя, безусловно, ни о какой "честности цветов" (по отношению к исходным) речи уже не идет.

Подобных экспериментов по загрязнению цвета можно провести бесконечное множество. Я попробовал как минимум еще 3 варианта загрязнения, и все они по результату мне нравились больше, чем чистые цвета. А вам?

Кстати, собственно, способы загрязнения, имеют некоторое отношение к авторскому видению цвета. Я так думаю! (с) Мимино. В данном случае у меня не стояло задачи загрязнить красиво. Я хотел провести простые понятные эксперименты. Если хотите, попробуйте свои варианты.

исследования, статьи

Previous post Next post
Up