Жалобы в никуда

Oct 02, 2011 11:06

Я обещал рассказать о том, как мы ходили в СЭС и управление по делам защиты прав потребителей после рейда по супермаркетам. Очень поучительная история.

Если быть точным, ходил в эти уважаемые организации адвокат Дмитрий Коробко, чтобы оставить обращения от своего имени. Ну а я сопровождал его в качестве журналиста.

В Донецком областном управлении по делам защиты прав потребителей хитрая система - потребителей не пускают дальше предбанника. В будке сидит суровый вахтер с кнопкой открытия дверей, но нажимает он ее только для избранных. Все остальные идут писать обращение в специальную комнату слева. Написал бумажку, оставил - и уходи. Общение с чиновниками, не говоря уже о начальстве, сильно затруднено.




Благодаря журналистскому удостоверению и газете с публикацией о рейде, мы оказались в числе избранных и смогли пообщаться с начальником управления Ладой Левчук. Дима передает ей свои обращения с просьбой проверить все магазины сети "Амстор" и "Варус".




Лада Левчук ответила на все наши вопросы и обещала проверку в ближайшем будущем. Но толку от этого не будет никакого, потому что в последние годы полномочия управления сильно урезали. Новые правила защищают торговцев от контроля за ними, а штрафные санкции до смешного малы - чаще всего, они исчисляются сотнями гривен.

Приостановить работу супермаркета можно только если нарушения носят системный характер на протяжении 60-90 дней. О плановой проверке сотрудники управления должны предупреждать супермаркет за 10 дней. Разрешение на внеочередную проверку, о которой предупреждать не нужно (наш случай) необходимо получать в Киеве, на что уходит до 10 дней. Это смешно.

Само управление винить нельзя, ведь полномочия им урезали наверху, но задуматься о происходящем стоит. Получив рычаги управления государством, олигархи всячески облегчают себе жизнь, подвергая нас серьезной опасности, ведь без реального контроля супермаркеты плевать хотели на соблюдение норм и правил.

По словам Лады Левчук, самые распространенные нарушения в супермаркетах - обсчет и запрет заходить в торговый зал с рюкзаками и сумками.

Обсчет - это разница между цифрами на ценнике и тем, что нам пробивает кассир. Однако, ценник не просто бумажка, он является документом, поэтому вы должны платить столько, сколько на нем написано, даже если сотрудники супермаркета будут уверять, что просто забыли его вовремя сменить.

Закон не запрещает посетителям заходить в супермаркет с сумками или рюкзаками, но незаконный запрет в супермаркетах распространился до такой степени, что еще в 2006 году Кабинет Министров Украины прямо указал на это злоупотребление, обязав торговцев прекратить заниматься произволом. Речь идет о Постановлении КМУ № 833 от 15 июня 2006 года "Об утверждении порядка осуществления торговой деятельности". Еще раз подчеркну, что и до постановления запрет на сумки и рюкзаки был незаконен, просто торгаши до такой степени обнаглели, что на это отреагировало даже правительство.

Требования охраны заклеивать сумки или оборачивать их полиэтиленом также незаконны.

Узнав много нового в Управлении по делам защиты прав потребителей, мы отправились в облСЭС, где Дима также передал свои обращения заместителю главного санитарного врача Донецкой области Роману Родыне. Вместе с купленной в "Амсторе" просроченной рыбой и купленными в "Варусе" просроченными кондитерскими изделиями.



- У нее даже товарного вида нет, а переклеивание срока годности - грубейшее нарушение санитарных норм, - с опаской разглядывая рыбу, возмутился Роман Родына.

Однако, продукты для исследования в лаборатории не приняли, резонно заметив:

- Зачем доказывать доказанное? Просроченный товар уже опасен без всяких проверок, поэтому мы берем пробы только тех товаров, которые по документам должны быть качественными.

Кстати, нести в СЭС даже не просроченный товар, вызвавший подозрения, смысла нет. По правилам, пробы отбирает только санитарный врач, причем в специальный охлаждающий контейнер, а между отбором пробы и ее анализом в лаборатории должно пройти не более 2 часов.

В СЭС также обещали провести проверки в проштрафившихся супермаркетах, но и они результата не принесут. Штрафы исчисляются сотнями гривен. Максимум, что может сделать СЭС - приостановить реализацию товара и обязать супермаркет его уничтожить. Однако, это случается крайне редко, да и уничтожение никто не контролирует. Обычно супермаркет возвращает товар поставщику, а все остальное в руках этого самого поставщика - дальше додумывайте сами.

Сотрудники СЭС не под запись жалуются на урезание полномочий в последние годы. Торгашеское лобби поработало и тут. Правда, с внеочередными проверками в санстанции легче - их не нужно согласовывать с Киевом.

И еще один интересный момент - штрафные санкции чаще всего направлены на исполнителей. Страдает от них не администрация и владельцы супермаркетов, а продавцы. Именно они обязаны следить за просрочкой.

Вывод: обращаться в контролирующие органы бесполезно. Единственный способ поставить торгашей на место - предавать максимальной огласке их нарушения. Рейды общественности по супермаркетам оказались самым эффективным средством защиты наших прав.

Дмитрий Коробко планирует написать заявление в прокуратуру, так как супермаркет сознательно продавал просроченный товар, подвергая опасности жизнь и здоровье людей. Посмотрим, что скажут правоохранители.

Фотокопии обращений в СЭС и управление по делам защиты прав потребителей можно посмотреть здесь

супермаркеты, гражданское общество, сэс

Previous post Next post
Up