Допетровский Петербург. Часть 2 - Население Приневья.

May 29, 2016 16:32

Население Приневья.

1. Народности Приневья.

К сожалению, в силу своей стратегической значимости, Приневская земля много раз страдала не только от разрушительных войн, но и от таких их последствий, как миграции, когда на место одних народов селились другие. Миграции были почти постоянным явлением на протяжении всей истории Приневья и Ленинградской области.

Основными народами, населявшими территорию Приневской низменности и Карельского перешейка до середины XX века были - корела, водь, вепсы (или весь) и ижора.


Расселялись они почти по сторонам света:

Карелы занимали северную от Невы часть территории Приневья. Их административным центром можно было назвать город Приозерск - Корелу. Карелов в Ленинградской области было немного, и компактно они проживали только на границе с Вологодской областью, а также на севере Лодейнопольского района.

Вепсы (которых русские поначалу называли весь, а потом чухари или чудь) жили в глухой лесной и болотной местности, заселяя восточную часть области - от Бокситогорского и Тихвинского районов до Онежского озера. Их центром можно назвать Белоозеро. Больше всего вепсов проживало в Лодейнопольском районе. Меньшая часть вепсов (около 7 тыс. чел.) проживала в Карелии и в Вологодской области.



Вепсы

Ижора селилась в Гатчинском районе, на территории Рыбацкого и граничила по Неве с карелами. Как такового центра у нее не было. Небольшое количество ижор проживало еще в Оредежском районе Лужского округа.

Водь - один из самых древних и самых многочисленных когда-то народов - не только занимала самую обширную территорию (от Гатчинского и Лужского до Ломоносовского районов), но и дала административное название всей территории Приневья: Вот(д)ская пятина в Новгородском административном делении.

Также на территории Ленинградской области проживали саамы (лопь), емь, сумь, нерева (ерева), эсты зачастую объединенные общим названием чудь.



http://к-я.рф/80.jpg
- по этой ссылке можно поразглядывать подробней

Следовательно, славян (прежде всего, новгородских/ильменских словен и псковских кривичей) и финнов нельзя назвать основными жителями Приневья.

Но славяне с давних времен появлялись в этих местах. В VIII веке славяне осваивают "ничейные" земли между волжско-финскими и прибалтийско-финскими племенами. Это были так называемые ильменские словене (от озера Ильмень, на берегу которого стоит Великий Новгород), меньше было кривичей - славян из псковских земель. После Ореховецкого мира между Новгородом и Швецией в 1323 году заселение Невы славянами стало происходить еще активнее.

Активно они поселяются на ижорской земле в XIV веке, во времена наивысшего расцвета Новгорода. В Приневье возникают села и деревни славянских землепашцев, "волости" новгородских бояр, погосты - административно-церковные округа (погост - несколько деревень под общим управлением и одного церковного прихода). Кстати, в это же время появилось название Васильев Остров, данное острову, расположенному в устье Невы (зарегистрировано писцовой книгой 1500 года).



Примерные границы Новгородской республики в 1400 году

Во второй половине XV века центром России становится Москва, которая подчинила вместе с Новгородом и Вотскую землю. Новгородских бояр насильственно выселяли из Приневья в другие места, а на их место переселялись лояльные московские бояре со своими людьми.

Во второй половине XVI века Швеция несколько раз воевала с Россией. После поражения Руси в Ливонской войне (при Иване Грозном) и подписания Столбовского мира (1617 год) эти земли на 90 лет отошли к Швеции. Часть Ленинградской области - Приневье, Гатчинский, Волосовский, Лужский районы - получила шведское имя Ингерманландия, которое сохранялось и после возвращения этой территории России, вплоть до середины XX века.

Тяжелые войны опустошили Ингерманландию, многие славянские деревни опустели, в ней совсем не было жителей. В ответ на усиление иноземного феодального, национального и религиозного угнетения местное финно-угорское население Приладожья также предприняло массовый уход на земли Русского государства. Шведы попытались сначала привлечь на освобождаемые территории немцев, потом попытались сдать эти территории в концессию голландцам для освоения на несколько десятков лет, но налогоплатежного населения все равно оставалось слишком мало. Тогда шведы стали переводить на берега Невы финских крестьян из северо-западной и южной Финляндии, из провинций Саво и Эюрепяя. К середине XVII века на эти территории они вывезли из Финляндии более 60 тысяч финнов, которые положили начало собственно финскому населению Ижорской земли. Переселенные финны получили русское название чухонцы, чухны. Они состояли в основном из двух этнических групп - савакот и эвремейсет.

В результате в XVII веке большую часть населения Приневья, севера и юга Ленинградской области составляли финны, которые делились по языку на две группы: финнов-суоми (финляндских) и финнов-ингерманландцев (ленинградских финнов), составлявших самую большую, после русских, часть сельского населения области. Именно тогда произошла массовая замена русских названий на финские и шведские.

Возвращение России в результате Северной войны берегов Балтики и основание Петербурга привели к заселению Ингерманландии русскими крестьянами-переселенцами из внутренних губерний, теми, которые устремились в столицу в поисках быстрого заработка, а также которых переселяли сюда их владельцы - новые петербургские вельможи - для строительства своих особняков. Приток крестьян из центральных, северных, восточных и южных областей России продолжался с тех пор безостановочно, все усиливаясь. Крестьяне обустраивались на новом месте, перевозили сюда свои семьи, приглашали на работу своих земляков и организовывали целые слободы своих регионов.

Следующая волна русских и южнорусских (белорусы, украинцы) переселенцев пришлась на послевоенные годы XX века, когда финны были выселены из северных и северо-западных районов области. Частные финские дома превратили в коммунальные квартиры, а хуторские земли раздали совхозам и колхозам.В наши дни финны часто посещают Выборгский, Приозерский районы Ленинградской области, чтобы вновь увидеть места, где прошло их детство и детство их родителей.

Сейчас из коренных жителей на территории Ингрии - Ингерманландии - Ленинградской области проживают ижоры, карелы, вепсы и людики, тихвинские и олонецкие карелы, финны, водь, эстонцы, ингерманландские финны.

2. Поселения на территории Приневья - источники и сложности.

Основными источниками по допетровской истории Приневья являются:

Новгородские писцовые и переписные книги, которые были необходимы для того, чтобы ежегодно собирать налоги. Именно они являют собой прямое доказательство существования в дельте Невы поселений, а также именно они помогают нам узнать, кто жил в них и сколько их было, хотя переписывали в те времена только мужчин. Переписывали также скот и земельные угодья.

Отдельные и обыскные книги, составленные во второй половине XVI - начале XVII вв., представляют собой важный источник по исторической географии так как значительные изменения, происшедшие в системе сельского расселения в течение XVI в. не нашли отражения в писцовых книгах. Особенно это касается тех районов Водской пятины, которые в 70 - 80-е годы подверглись оккупации шведскими войсками и не были описаны в ходе переписи 1582 г.

Еще одним источником являются русские, шведские и европейские карты, морские справочники, а также шведские земельные кадастровые планы.

Основываясь на этих источниках можно уверенно сказать - территория Санкт-Петербурга была обитаема и в допетровские времена, ибо в силу своей торговой и стратегической значимости эти места всегда привлекали к себе людей. Город начал строится на хороших обжитых местах, где находились крупные поселения, которые существовали, по крайней мере, с XV века. Здесь были и хутора, и деревни, и крупные села. Это были и рыболовецкие, и ремесленные, и торговые, и сторожевые поселения. Были дороги, международные тракты, была развитая система сельского хозяйства. Всё это подтверждают и археологические исследования на территории города (на территории кронверка Петропавловской крепости, в Летнем саду, около Смольного монастыря).

Трудности позиционирования населенных пунктов в устье Невы.

Однако, определению того, какие же населенные пункты существовали на территории Санкт-Петербурга и где, относительно современной планировки, они находились, мешает несколько существенных моментов.

1 - отсутствие достоверных источников

Первые изображения Приневья на картах появляются только в XVI веке. Лишь в 1500 году появляется новгородская "Окладная книга Вотьской пятины", хотя Новгород официально владел этими землями со времен Ореховецкого договора 1323 года. Других письменных источников XVI-начала XVII вв. практически нет. Есть разрозненные описания отдельных поселений, другие новгородские Писцовые и Обыскные книги. Затем, когда Приневья отходит к Швеции по Столбовскому миру 1617 года, появляются шведские документы - карты, кадастровые планы и др. Однако, эти отдельные данные все равно не позволяют получить полную картину жизни Приневья, хотя, разумеется, определенная система расселения здесь явно существовала.

2 - миграции

Смена языков на территории Приневья происходила не единожды, делая смену названий населенных пунктов постоянным явлением на протяжении XIV-XVIII вв.. Почти сто лет шведского владения привели к тому, что многие славянские названия были изменены или просто забыты во время постоянных военных конфликтов, деревни обезлюдели, новые поселенцы - финны называли пустые деревни на своем языке, а их дети уже и не знали прежних названий. Даже село Спасское, которое существовало до, во время и после шведского правления и было своеобразным центром православной культуры Приневья, имело второе популярное финское название - Вуоронпуоли.

Многонациональность населения Приневья и частые смены его владельцев привели к тому, что карты одного и того же места составлялись специалистами, говорящими на разных языках. Одно и то же место, один и тот же населенный пункт получали различные наименования, в зависимости от национальной принадлежности составителя. Пользуясь картами предшественников, многие составители переименовывали деревни созвучно их родному языку, переводили названия дословно или даже приблизительно, что приводило к появлению третьего - выдуманного названия.

Новая волна переименований пришлась на XVIII век. При основании города стали вводиться новые названия, что было связано не только с модой петровского времени, но, прежде всего, с тем, что с разных сторон прибывали рабочие, военные, торговые люди, не знавшие старых названий. Финские названия деревень озвучивались на русский манер, а, если это было трудно сделать, деревне давали имя стоявшей в ней церкви или часовни (например, это привело к появлению бессчетного количества сел Никольских и Спасских).

Упрощая, можно сказать, что одна деревня Приневья могла иметь в среднем четыре названия - исходное (карельское, водское, веппское, славянское и т.п., существовавшее до XVI в), финское (данное новыми поселенцами в XVII в.), шведское (данное шведскими властями в XVII в), русское (данное после победы в Северной войне русскими поселенцами). Кроме этих названий, деревня могла иметь промежуточные - те, которые картографы (шведские или русские) давали самостоятельно, как правило, перерисовывая карты других авторов и не верно понимая указанные на них названия.

3 - особенность расселения

Одной из главных особенностей Приневья являлись его природные условия, не позволявшие жителям деревень селиться одним поселением - дворы ставились на сухих и незатопляемых местах, на некотором расстоянии друг от друга. К тому же, в силу того, что основными жителями были финно-угорские народы, поселения носили ярко выраженный хуторской характер. Таким образом, территория одной деревни могла занимать довольно обширное пространство, из-за чего ее дворы часто воспринимались картографами как несколько отдельных деревень. Так на картах появлялись три деревни на месте одной или одна деревня на месте трех.

4 - плохие картографы

Как уже говорилось, часто случалось так, что карты одного и того же места составлялись специалистами, говорящими на разных языках, в результате чего один и тот же населенный пункт получали различные наименования, в зависимости от национальной принадлежности составителя.

Кроме неверного именования деревни, картографы могли также не правильно указывать ее местонахождение - например, по расположению последнего дома. К тому же искусство картографии в XV-XVII вв. все еще было на недостаточно высоком уровне.

5 - политика

Для политики России также было выгодно представить основание нового города как моментальное рождение новой столицы на пустых болотах. Поэтому всячески замалчивалась полная событий многовековая допетровская история Приневья.

Буквально через пару лет после основания Петербурга шведский город Ниен оказался полностью стерт с лица земли - деревянные постройки сожгли отступающие шведы, а каменные разобрали на строительство новой русской столицы. Остатки крепостных стен Ниеншанца еще долго сохранялись на Охтинском мысу, однако из истории и крепость и город исчезли, а город кроме физического уничтожения подвергся и документальному - его имя старались не упоминать ни под каким предлогом (это длилось вплоть до конца ХХ века). Петровской политике было выгодно представить основание Петербурга как русский волевой акт на исконно русских землях. Значение факта основания города и победы в Северной войне заключалось в повышении международного престижа русского государства. Все военные и созидательные мероприятия, связанные с закладкой Санкт-Петербурга, имели, прежде всего, демонстративные цели: они должны были декларировать всему миру и собственным подданным твердое намерение России стать европейской страной и занять место Швеции не только на прибалтийских землях, но и в европейской политике, показать могущество и в буквальном смысле волшебные силы царства, преображенного усилиями царя Петра. Именно из-за этого в русской исторической науке стало формироваться мнение, что Петербург был воздвигнут в одночасье на пустых, гнилых и забытых богом и людьми болотах.

Вот эта часть от автора представляется мне сомнительной, хотя и логичной. Ну не люблю я различные теории заговора.

Источник здесь.

история, Россия, Нева, Петербург

Previous post Next post
Up