Не знаю, кончится ли дело судебными разборками, но с точки зрения морали тут дело нечисто.
Был такой (великий) утопист-архитектор Георгий Крутиков. Учился в 20-е во ВХУТЕМАСе и даже в то свободное от предрассудков время, когда молодое поколение архитектурного авангарда мало чем можно было удивить, кажется, ему это удалось: защита его диплома в 1928 году на тему "Летающий город" собрала огромную аудиторию. Он считал, что уже в ближайшем будущем люди будут жить в воздухе, в летающем городе в домах-коммунах особого устройства (похожих на гроздьи), передвигаться в специальных капсулах, а на грешную землю спускаться исключительно поработать. И он все это детально прорисовал, оставив много чертежей и набросков.
Забытый на десятилетия Крутиков невероятно популярен сейчас во всем мире. Его хотят показать и напечатать очень многие. Этим летом, в частности, он попал в каталог испанской выставки "Космос и русский авангард".
По моей информации, вся коллекция работ Георгия Крутикова находится в музее архитектуры на Воздвиженке, это часть нашего культурного наследия, Музейного фонда РФ. Но вот на днях
добрые люди просигнализировали, что в последнем номере русского Vogue его "Летающий город" появился на тарелочках от модного немецкого художника Карстена Хеллера (можно купить в Москве, в Доме фарфора на площади Гагарина), которого Крутиков якобы вдохновил.
А, по-моему, не просто вдохновил, а Келлер его работу без зазрения совести слямзил. Сравните с изображениями ниже. Да, Келлер изменил фон, добавив облака, возможно еще какие-то детали, но основную идею он, мягко говоря, позаимствовал. Впрочем, пусть свое слово скажут эксперты.
Будем выяснять у юристов, какие шаги следует предпринять музею в этой ситуации.
UPD: 18 ноября в Музее архитектуры откроется выставка, посвященная 90-летию ВХУТЕМАСа. Работы Крутикова (среди других знаменитых студентов и профессоров этого вуза) будут представлены там широкой общественности.