"Ниагара" и Джозеф Коттен

Feb 09, 2007 14:03

Фильм "Ниагара" (1953 г., режиссёр Генри Хетауэй) по некоторым формальным признакам относится к нуару. В первую очередь, конечно, из-за рассказанной истории, руку к которой в качестве одного из сценаристов приложил Чарльз Бреккет, многолетний соавтор Билли Уайлдера.

Муж в возрасте (Джозей Коттен), молодая жена (Мерлин Монро). Туристический посёлок возле Ниагарского водопада. Молодая пара - неожиданные соседи. Жена влюблена в другого, вместе с любовником собирается убить мужа, который, однако, сам убивает любовника, бросив его в водопад. Затем уже убивает и жену, которая тщетно пытается убежать от него. Всёэто разворачивается на глазах случайной соседки. На её же глазах муж в конце концов гибнет сам в водопаде.
Вообще, водопад в картине словно нависает над всем действием, становясь, так сказать, олицетворением рока. Для фильмов нуар наличие таких давлеющих деталей весьма характерно. История, что и говорить, кинематографичная, хотя не вполне выдержанная.
На мой взгляд, в картине два существенных недостатка - цвет и Мерлин Монро. Всё-таки чёрно-белое изображение действительно подходит нуару. Мне трудно представить в цвете "Двойную страховку" или "Незнакомцев в поезде".  Понятно, что красоту водопада и радуги можно передать только через цвет, но история от этого теряет. Мерлин Монро - действительно символ, а не актриса. Ей иногда везло сниматься у хороших режиссёров, не более, на мой взгляд. Её игра рассеянна, в ней нет той энергетики, которая, скажем, была у Барбары Стенвик. Можно, конечно, говорить о её сексуальности, но эта сексуальность вульгарна и зачастую отталкивает, о чём, кстати, говорил Хичкок в беседе с Трюффо.
Я смотрел "Ниагару" и думал о том, что в истории кино найдётся немало актёров, которые не пережили свою эпоху. Т.е. физические они, разумеется, жили долго. Более того, они жили долго также на экране. Однако лучшие работы у них получалось сделать лишь в одну эпоху. Джозеф Коттен (1905-1994) как актёр не пережил 1940-е годы, по моему убеждению. Он не был выдающимся актёром. Его игра сдержанна, на экране он предстаёт чаще всего холодным, задумчивым человеком. Его герои не слишком разговорчивы, иногда ироничны. Однажды он сказал такую вещь: "Орсон Уэллс называл "Гражданина Кейна" своим лучшим фильмом, Альфред Хичкок то же говорил о "Тени сомнения", а сэр Керол Рид называл своим лучшим "Третьего человека", и во всех этих фильмах снимался я". Я всегда его буду помнить как дядю Чарли в "Тени сомнения". Он, безусловно, остался в 40-х, когда были сняты также ленты "Газовый свет", "Дуэль на солнце" и "Под знаком козерога". 

кино

Previous post Next post
Up