Неделю назад прилетел из Греции, где побывал впервые. Впечатлений масса, и большинство из них положительные. Перебирать тонны сделанных фотографии, чтобы потом рассказать об увиденных достопримечательностях я наверное буду долгие месяцы, а пока хочу немного рассказать об автомобильном движении по дорогам Греции. Не претендую на полную достоверность, но все таки я немало успел увидеть, так как за семь дней успел намотать на спидометре прокатного авто полторы тысячи километров. Итак, рассказ про дороги Греции
География моего путешествия выглядела приблизительно так:
Практически все увиденные мной трассы находятся в состоянии, близком к идеальному. Это относится как к платным, так и к бесплатным дорогам, в том числе к альтернативным коммерческим, просто если хочешь сэкономить, будет ограничение скорости 90 (50 в населенных пунктах) вместо 100-120, по полосе в каждом направлении, что впрочем при местном скромном трафике не имеет большого значения. Иногда они даже и короче оказываются.
Приведу расценки на право пользования платными магистралями, которыми довелось воспользоваться (для легковых авто):
От афинского аэропорта до Коринфа (~120 км) - 2 поста взимания оплаты, 6 евро в сумме.
От Коринфа до Спарты (~120 км) - 2 поста и 5 евро, возвращались мы оттуда бесплатно, свернув перед Триполи в направлении Аргоса.
От Патр до Коринфа - 1 пост, и 3.30 (или 3.20) евро за 120 км пути. Частично ведется реконструкция трассы с целью ее расширения.
Красавец мост Рио-Антирио (Γέφυρα Ρίου-Αντιρρίου) - самое дорогое удовольствие 13.20 евро за право проехать по самому длинному в Европе (2880 метров) вантовому мосту с материковой части на полуостров Пелопоннес. Альтернативы - 400+километровый крюк и наверное где-то можно форсировать Коринфский залив на пароме.
Глядя на соблюдение (вернее сказать, несоблюдение) ПДД греческими водителями, вспомнилось про Россию 90-ых - начало 2000-ых, когда изрядные превышения скорости и обгоны через двойную сплошную сплошь и рядом. Например так:
С другой стороны, разметка нанесена таким образом, что даже там где возможность для обгона вроде бы есть, часто видишь сплошную. Поэтому относительно медленные участники движения прижимаются на достаточно широкую обочину, чтобы пропустить более быстрых. Не дожидаются при этом моргания фарами и гудков в спину, а иногда едут по обочине даже при пустой дороге сзади, на всякий случай:)
Моргать аварийкой в благодарность не принято, ни разу не видел. Зато при соблюдении знаков приоритета в большинстве случаев местные - сама вежливость, они лучше пропустят пару-другую машин, чем создавать помеху.
Ближний свет при движении днем включать не надо, только в тоннелях, о чем напоминают соответсвующие надписи, к счастью не только на греческом, а продублированные на английском (Lights on/off). Надписи на дорожных знаках и указателях тоже имеют английский вариант на основных магистралях, а вот если забраться в более глухие места, там может быть и только по-гречески написано. В связи с особенностями греческого алфавита это может вызвать проблемы, будьте готовы к этому:)
За скоростным режимом следят камеры, о которых предупреждают соответствующие дорожные знаки, и полицейские экипажи. Видел дважды, стояли с радаром "наперевес", а не ловили точечными выстрелами, как принято у их российских коллег. Суммы штрафов ощутимо бьют по карману. Говорят, это сделано для снижения аварийности, которая в стране одна из самых высоких в странах Евросоюза. Не знаю, я ни разу(!) за 1500+ км пути не видел жертв ДТП, дожидающихся группу разбора, а у нас подобные картины регулярно и на каждом шагу.
Знаки и таблички, запрещающие остановку-стоянку, тоже частенько игнорируются.
На трассах и в небольших городах траффик по российским меркам почти нулевой, максимум пара-тройка машин соберется на горном серпантине, дожидаясь благоприятной возможности для обгона. Единственная "пробка на трассе" застала нас в Арахове - на узких улочках не смогли раз'ехаться экскурсионные автобусы. Потери времени - около 10 минут:)
Весьма плотное движение в Патрах (крупнейший город Пелопоннеса), а в Афинах, где население три с половиной миллиона из 11 живущих по всей Греции - вообще труба, к тому же очень значительное количество мотоциклистов и скутеристов (почти все игнорируют мотошлемы). За рулем многих - девушки, да что там говорить, даже совсем молодые девчонки есть. Причина популярности мотиков - теплая погода, дороговизна бензина (от 1.65 до 1.75 евро за 95 unleaded) и множество узеньких кривых улочек в центре, где двухколесный транспорт имеет значительное преимущество в маневренности.
Активно используется такси
Общественный транспорт (автобусы и троллейбусы) визуально идут один за одним. Каковы интервалы на отдельных маршрутах ОТ, нам не было необходимости узнавать, так как мы передвигались или на арендованном авто или пешком.
Будучи наслышанным о проблемах с парковочными местами и жестким траффиком в столице, припарковал машину ближе к окраине, и дальше мы отправились к центру Афин гулять пешком. Место для стоянки нашел на втором круге по кварталу, все заставлено очень плотно в том числе и под знаками "остановка запрещена", куда мне по понятным причинам вставать не хотелось. При этом платные паркинги частенько полупустые. В общем примерно как у нас в России))
Гляжу на греческий автопарк и сравниваю его с российским и особенно московским - выглядит значительно скромнее, Порше-кайены и бмв-х5-ые тоже попадаются, но на порядок реже. Большинство машин уже изрядного возраста, предпочтение отдается небольшим экономичным малолитражкам (см. цены на бензин), в сельской местности также популярны внедорожники-пикапы, в кузов которых можно нагрузить немеренно выращенных помидоров-мандаринов-апельсинов и увести их куда-нибудь к черту на кулички))
Замечены участники дорожного движения из других стран, в частности итальянцы (много), албанцы и поляки. Последние в немалом количестве колесят по дорогам Европы в целом и Греции в частности на "домах на колесах"-кемпингах. Впрочем, известно, что для европейцев такой способ путешествий распространенная практика, у нас это скорее экзотика.
Иногда попадаются буквально раритетные экземпляры, например Citroen Ami 8, которому точно уже за 30 лет, так как их выпуск закончился в 1978 году.
Вид сбоку.
Узнали машину на заднем плане? Она, родная, лада-семерка. Из детищ совестко-российского автопрома на греческих дорогах и улицах повстречались две семерки, одна девятка, и пользующиеся популярностью в местных широтах Лады-Нивы (неоднократно, раз 8-10 или даже больше видели их).
Завершаю свой репортаж показавшимся мне (городскому жителю) заслуживающим внимания мини-трактором
и двумя автолуками с боевым конем Fiat Punto, преодолевшим с нами все тяготы и невзгоды греческих автодорог:)
Спасибо за внимание, продолжение рассказов про Грецию когда-нибудь следует.