«Блестящая блицкриг-кампания против Польши скрыла тот факт, что вермахт в то время был также на грани катастрофы. Немецкие войска, так уж получилось, не смогли бы сражаться значительно дольше: They had shot their bolt*. Только быстрое окончание кампании, которая фактически завершилась через восемнадцать дней, спасло вермахт от логистического коллапса, настолько были проблемны боеприпасы. Но Гитлер, казалось, всё больше и больше терял связь с реальностью. В уже упоминавшемся меморандуме от 9 октября [1939 года] он зашёл так далеко, что стал утверждать, что ни одна страна в мире не «имеет в целом лучшее снабжение боеприпасами, чем германская империя». Почти в то же время генерал-квартирмейстер сообщил сведения о том, что боевые войска более не способны в обозримом будущем вести какие-либо операции из-за критической ситуации с боеприпасами.
Боеприпасов имелось лишь для трети дивизий и даже в этом случае их хватало только на четырнадцать дней боёв. Требуемое для ещё четырнадцати дней боёв могло быть покрыто резервными запасами, но это был бы конец. Люфтваффе были в схожей ситуации - после примерно четырнадцати дней боёв, лётчики израсходовали бы свои запасы бомб и тогда могли «идти играть в карты», как срочно предупредил Гитлера генерал-полковник Эрхард Мильх».
* have shot bolt - идиоматическое выражение, означающее: исчерпать все возможности, расстрелять все свои заряды, расстрелять все свои патроны, сделать свое дело.
Karl-Heinz Frieser, The Blitzkrieg Legend: The 1940 Campaign in the West (2005)
«Складов военного имущества [в начале войны] имелось самое ограниченное количество. Поэтому за первые 14 дней войны с Польшей немецкая бомбардировочная авиация истратила весь запас бомб. Немецкая артиллерия только потому не сумела израсходовать весь запас снарядов, что во время молниеносных кампаний в Польше и Франции артиллерия применялась значительно реже, чем это было предусмотрено военными планами».
Ганс Керль. Военная экономика и военная промышленность // Как ковался германский меч. Промышленный потенциал Третьего рейха. М., 2006.
Как видно, и давний (Керль) и современный (Фризер) исследователи довольно единодушны в описании ситуации с боеприпасами в Германии в начале Второй мировой войны: оно было критическим. Фризер также приводит таблицу, показывающую нехватку боеприпасов в октябре 39-го относительно мая 40-го. Тут надо понять, что показывается % не наличия, а именно нехватки, что обратно наличию (чем процент больше, тем хуже):
Вид оружия Нехватка в октябре 39-го (%)
Лёгкое пехотное 30
20-мм пушки 47
Лёгкие миномёты 76
Тяжёлые миномёты 78
Лёгкие пехотные орудия 56
Тяжёлые пехотные орудия 70
Лёгкие гаубицы 25
105-мм пушки 38
Тяжёлые гаубицы 31
150-мм пушки (К 16 и 18) 20
210-мм мортиры 86
50-кг бомбы 51
250-кг бомбы 65
500-кг бомбы 48
Таблицу Фризер взял из классической книги Ханса-Адольфа Якобсена (Hans-Adolf Jacobsen) Fall Gelb: Der Kampf um den deutschen Operationsplan zur Westoffensive 1940 (Wiesbaden, 1957). Но у господина Якобсена помимо процентов есть и натуральные показатели:
Добавим ещё пару таблиц из не менее классического Мюллера-Гиллебранда:
Из расхода видно, что имеющихся боеприпасов на 1 октября спокойно хватило бы и на французскую кампанию, даже если бы текущего производства не было вообще (ну, кроме 210-мм мортир, количество которых значительно выросло). По ряду позиций расход остался на прежнем уровне или даже снизился.
Отчего же тогда возник этот «кризис боеприпасов», если по приведённым выше таблицам всё было далеко не столь печально? Почему ряд высокопоставленных военных вермахта так нервничал?
Наиболее рациональное объяснение этому приведено в официальной немецкой истории Второй мировой войны Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg (англ. изд. Germany and the Second World War, V/I). В этом кризисе столкнулись несколько течений: 1) ожидание длительной борьбы с Францией в духе боёв Первой мировой; 2) борьба за ресурсы (не только с гражданским сектором, но в первую очередь уже в квоте вермахта): пожалуйся, как у тебя всё плохо и тебе дадут больше; 3) неуверенность части высшего командования в наступательных планах против Франции и стремление оттянуть это наступление путём указания, в том числе, и на недостаток боеприпасов (частично совпадает с 1-м пунктом).