Генерал-майор инженерно-танковой службы Н. ГРУЗДЕВ
Идея боевой машины как сочетания подвижности, броневой защиты и оружия с более высокими показателями, чем у пешего бойца, зародилась очень давно и была вызвана необходимостью пробить путь пехоте там, где она не могла этого сделать сама, или там, где необходим был более стремительный маневр, чем свойственен пехоте. Помимо необходимости, обусловленной соответствующей обстановкой на поле боя, танк в реальном значении этого слова мог появиться лишь при наличии определенных технических предпосылок, а именно: компактного двигателя внутреннего сгорания, гусеничного движителя и брони. Пушка и пулемет, мотор и гусеница, а также броня были теми основными элементами, из которых в любой момент мог быть создан танк. Позиционный тупик, в который зашла первая мировая война, потеря войсками подвижности и внезапности, огромный и нередко безрезультатный расход снарядов вызвали к жизни танк. Он должен был вернуть войне маневренный характер.
Роль танков в первую мировую войну известна; несмотря на их несовершенство, они способствовали победе союзников. Период между первого и второй мировыми войнами характерен не только огромным качественным улучшением конструкции танков, неудержимым ростом танкового парка, но и невероятным разнобоем в оценке перспектив этого нового вида боевой техники.
До 1937 г. конструкция танков была усовершенствована: скорость движения повысилась с 8-14 км/час до 45-90 км/час; в целях увеличения подвижности танка на поле боя стали уделять большое внимание колесно-гусеничным машинам, появился ряд типов многобашенного танка. Все типы, танков независимо от веса и габаритов, как правило (за исключением французских), имели противопульную броню. Калибры пушек, монтируемых в них, колебались от 20 до 150 мы. В целом танкостроение находилось всецело под влиянием опыта первой мировой войны. Появление сведений о «линии Мажино» вызвало серию мероприятий по повышению проходимости танка через всякого рода препятствия и заграждения.
После войны в Испании в танкостроении наметились принципиальные сдвиги: появились конструкции, в которых уделялось внимание не столько скорости движения, сколько бронированию, а затем вооружению. Оценка роли танков была весьма разнообразной, но тем не менее мировой танковый парк непрерывно увеличивался во все возрастающих темпах.
Настоящая статья имеет целью дать анализ развитая танковой техники за годы войны, сделать соответствующие выводы из этого анализа и кратко осветить перспективы дальнейшего совершенствования танков.
Выбор типа танка. Несмотря на стремление к объективности, один и тот же танк нередко получает самые противоречивые оценки. Это объясняется тем, что при его оценке зачастую обращается особое внимание на одно какое-либо его качество (по отношению к этому качеству каждая оценка в отдельности может быть и справедлива), в то время как объективная оценка танка может быть дана только с учетом комплекса, в известной степени, самостоятельных качеств. Танк - боевая машина высокой проходимости, гармонически сочетающая вооружение, скорость (подвижность и маневренность) и броню. Резкое снижение одного из этих качеств, в сравнении с другими, или полная потеря какого-либо из них ведут к неполноценности машины, а при некотором предельном несоответствии их танк перестает быть танком, т. е. количество переходит в качество. То или иное гармонические сочетание скорости, брони и вооружения характеризует тип танка. Оценка танка складывается из оценки его как типа, а также конструктивного и производственного выполнения. Ошибки же, допущенные в определении требуемого для армии типа танка, как правило, трудно устранимы при помощи модернизации и в большинстве случаев ведут к снятию его с производства.
Правильный выбор типа танка связан с наличием сведений о неприятельских танках, а если этих данных нет, то с необходимостью научного предвидения возможностей противника. Следует иметь в виду, что, как правило, всегда можно создать такой тип танка, который наверняка будет превосходить соответствующий тип, имеющийся у противника, по броне, скорости и вооружению, но при этом противник может обеспечить себе подавляющее численные превосходство за счет меньшего веса танка, меньшей мощности моторной установки и т. д. Следовательно, при выборе типа, помимо желания добиться превосходства в броне, вооружении и скорости, приводится учитывать экономические и производственные возможности страны, для того чтобы и в количественном отношении были выдержаны желаемые пропорции. Помимо главных качеств, оценивающих танк как тип, имеются дополнительные: запас хода, численность экипажа, запас снарядов и патронов.
Как показала вторая мировая воина, танк не может продержаться на поле боя в течение всей войны, «морально» не устарев. Следовательно, перевооружение танков в течение длительной войны неизбежно. Перевооружение, как оно ни заманчиво и как ни очевидна целесообразность его с точки зрения замены устаревших машин и получения более совершенных, как правило, влечет за собой резкие сокращение количества выпускаемых машин в течение нескольких месяцев. Это обстоятельство является настолько важным, что в ряде случаев, несмотря на наличие готовой к производству отработанной новой машины, постановка ее на серийный выпуск откладывается, пока не появятся особо острые и важные к тому причины. Быстрый переход от одной конструкции к другой без количественного сокращения выпуска танков - одна из узловых производственных проблем.
Перевооружение в ходе войны обычно производится по одной из трех причин:
- стремление удержать достигнутое превосходство над противником;
- противник имеет по основным боевым свойствам качественно равные машины; в этом случае ставится задача: перевооружившись, добиться превосходства над противником;
- противник имеет по основным боевым свойствам качественно лучшие танки; в этом случае перевооружением преследуется достижение равных показателей или, как это и должно быть, достижение такого превосходства, которое свело бы на-нет или резко снизило боевую ценность танков противника и тем самым принудило его самого к перевооружению, т. е. временному, но резкому сокращению выпуска машин.
Перевооружению обычно предшествует модернизация. 3а счет ее возможно решение трех задач: получение преимущества перед танками противника; достижение равного качества; удержание преимущества.
Между модернизацией и перевооружением, как видим, имеется коренное различие. Перевооружением добиваются превосходства над танками противника, которые обесценивает их в такой степени, что никакая модернизация не может обеспечить их жизнеспособность на поле боя, и единственным путем к устранению разрыва является перевооружение противником своей техники. Следовательно, на перевооружение противника можно ответить только перевооружением.
ТАНКИ НЕМЕЦКОЙ АРМИИ
Развитие танковой техники фашистской Германии в пределах 1941-1944 гг. можно подразделить на несколько периодов, а именно:
1. С момента вероломного нападения на Советский Союз до конца зимней кампании 1941/42 года.
2. С начала летнего наступления немецко-фашистской армии в 1942 г. до ее поражения под Сталинградом.
3. Летняя кампания 1943 года.
4. Начиная с лета 1944 года и до конца войны.
Основная мысль, которая иллюстрируется анализом развития немецкой танковой техники, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, какую огромную роль играет правильный выбор типа танка, что находится в прямой зависимости от военной доктрины, общих планов ведения войны, оценки вероятных противников и, наконец, от состояния экономики страны.
Первый период. Материальное ядро немецких танковых дивизий составляли танки, самоходные пушки и транспортеры. На всей боевой технике, в тот числе и танковой, лежала печать «блицкрига». Наиболее сильно влияние фашистской военной доктрины сказалось еще в период разгрома Франции в попытке заменить обычную артиллерию летающей, т. е. пикирующими бомбардировщиками, как более гибкой и маневренной артиллерией. Стремление глубоко и быстро проникнуть па территорию противника с целью его подавления и уничтожения привело к тому, что наиболее специфичным признаков немецкой танковой техники (наряду с массовостью) стала скорость. Все внимание конструктора и производственника было направлено в эту сторону. Однако, в развитии такого взгляда было несколько этапов, а в основе его - предполагаемая слабая сопротивляемость будущих противников.
Танковая техника немецкой армии за этот период была представлена образцами, изготовленными как на заводах германской промышленности, так и на заводах оккупированных стран - Чехословакии (заводы Шкода и др.) и Франции (заводы Рено и Семуа [так в тексте] и др.). Однако типичными представителями, отражающими определенную линию в этот вопросе, были танки немецкого производства.
Характерными этапами в развитии немецкой танковой техники являются следующие. При захвате Чехословакии и в борьбе против республиканской Испании немцы в качестве основного типа имели танки Т-I и Т- II - пулеметные с противопульной броней и максимальной скоростью 45 км/час. Встреча на поле боя с республиканскими танками в Испании и противотанковой артиллерией заставила ненцев притти к выводу о непригодности легкого танка с пулеметным вооружением, и в дальнейшем производство танков Т-I и Т-II были прекращено, а ходовая часть оставшихся танков использовалась для самоходной и главным образом противотанковой артиллерии.
При наступлении на Польшу немецкие танковые дивизии были укомплектованы в основном танками Т-IIб, в которых пулемет был заменен малокалиберной (20-мм) пушкой. Танки Т-III и Т-IV применялись еще в небольшим количестве. То же самое можно сказать и о других типах машин. Как и в предыдущем случае, опыт войне привел к выводу о недостаточности калибра пушечного вооружении и бронирования танка Т-IIб. Однако сверхскоростное проникновение на территорию противника как бы подчеркивало значимость скорости передвижения танков, в связи с чем этот элемент нашел отчетливое отражение в конструкции следующего основного немецкого танка - Т-III.
Оккупация Норвегии завершила опытный период в развитии танковой техники Германии; был снят с производства тяжелый танк «Рейнметалл», имевший в сравнении с другими более мощную броню и вооружение. У немцев складывается твердая вера в быстрый успех, сознательно делается ставка на краткосрочную войну, для чего нужны сверхподвижные танки с ограниченной огневой мощью и некоторым минимумом бронирования.
При вторжении во Францию немцы имели в качестве основного танка Т-III наряду с Т-IIб и Т-IV. Максимальная скорость танка Т-III была доведена до 70 км/час, а переброска его организована, как и Т-IIб, на специальных платформах. Все было направлено на обеспечение высоких скоростей передвижения. Вооружение монтировалось в двух вариантах: пушка 37-мм и крайне редко - 75-мм, при использовании танка как базы самоходного орудия. Броня доведена до 30 мм.
В результате кампании во Франции танк Т-III становится одним из конкретных воплощений военной доктрины Германии. Правда, ряд швейцарских газет упоминал тогда о немецких танках весом в 50 и 70 т, вооруженных пушками калибра 105 мм и выше, защищенных броней от 100 до 150 мм, которые якобы сыграли важную роль в разрушении оборонительных сооружений французов на Рейне. Однако до настоящего времени эти высказывания осталась пока предположениями, не подкрепленными фактическими данными. Таким образом, к моменту нападения на Советский Союз, помимо трофейных танков, Германия имела в качестве основной машины танки Т-III и в меньшем количестве танк Т-IV, основное отличие которого составляло вооружение (75-мм пушка). Танковые дивизии, укомплектованные машинами Т-III, на основе массового применения танков и их подвижности должны были, по идее немецких стратегов, преодолеть огромное пространство на востоке так же легко и быстро, как это было сделано во Франции.
Если олицетворением фашистского «блицкрига» был танк Т-III, то отражением военно-технической мысли Красной Армии в этот период времени являлся танк Т-34. Обладая равной подвижностью, лучшей проходимостью и абсолютным превосходством в вооружении и броне, танк Т-34 свел на-нет боевые свойства танка Т-III. Немецкие танки могли проходить и проходили только там, где не были наших танков и противотанковой артиллерии. Вооружение Т-III - пушка калибра 37 мм - было безвредным для танка Т-34 при стрельбе с любых дистанций. Танк Т-34, поражая с дистанции 1 000 - 1 500 м любое место в броне танка Т-III, израсходовав все снаряды, мог просто раздавить его.
С первых дней войны наши танки породили танкобоязнь в фашистской армии, посеяли панику среди немецких танкистов и заставали Германию буквально на другой же день после ее нападения на нашу страну заняться модернизацией своих боевых машин. Сначала немцы спешно экранировали танки и самоходные орудия и попутно начали бронировать почти все колесные и гусеничные машины. Хаос и беспорядок в этим деле достигли таких размеров, что немецкое командование вынуждено было издать несколько приказов о регламентации и введении в некоторые рамки «танкового психоза». Чтобы хоть сколько-нибудь сделать эффективным свое танковое вооружение и противотанковую артиллерию, немцы создали подкалиберный снаряд для 37-мм пушки, но, не веря в эти мероприятия, германское командование дало указания своим танковым частям избегать боев с советскими танками, поручая борьбу с ними истребительным командам и авиации. Вполне очевидно, что экранирование без переделки ходовой части и трансмиссии дает ограниченный эффект, и следовательно, попытка таких путем ликвидировать неполноценность своих машин, вполне естественно, оказалась почти безуспешной. Таким образом, уже с первых дней войны перед гитлеровским командованием остро встал вопрос о необходимости перевооружения своих танков и противотанковой артиллерии. Модернизация их не могла устранить превосходства танка Т-34 и советской противотанковой артиллерии.
Второй период. Считая, что захват ряда наших промышленных центров и необходимость перебазирования промышленности на восток вряд ли позволят Красной Армии ликвидировать превосходство немцев в численности танков, они отказались в 1942 г. от перевооружения и, предпринимая свое очередное наступление летом 1942 г., ограничились лишь некоторой модернизацией вооружения танков и частичным перевооружением противотанковой артиллерии. В танке Т-III была установлена пушка калибра 50 мм (она же использовалась как противотанковая), а кроме того немцы увеличили количество 88-им пушек и начали применять кумулятивные снаряды. Значительное развитие получила самоходная артиллерия. Поражение под Сталинградом и зимнее отступление 1942/43 г. заставили немцев отказаться от модернизации своего танкового парка и противотанковой артиллерии и перейти к капитальному перевооружению, в основу которого была положена попытка превзойти основные боевые качества танка Т-34 как по броне, так и по вооружению, даже за счет подвижности.
Итак, под влиянием превосходства нашего танка Т-34 немцы в кампании 1941-1942 гг. экранируют свои танки, вводят подкалиберный снаряд, избегают боев с нашими танковыми частями, поручая борьбу с ними авиации, батареям зенитных пушек калибра 88 мы и всякого рода истребительным командам. Надеясь на количественное превосходство, они пытались достичь успеха в кампании 1942-1943 гг. дальнейшей модернизацией танкового и противотанкового вооружения. Потерпела крах наступательная стратегия немцев, а вместе с ней оказались несостоятельными приспособленные к этой стратегии танковая техника и противотанковая артиллерия.
Третий период. После того как количество советских танков Т-34 и других стало увеличиваться, сводя на-нет численное превосходство немцев в танках, перед ними остро стал вопрос о необходимости усиления противотанковой борьбы. Одном лишь созданием истребительных команд, разного рода мин и гранат они не могли ни побороть танкобоязнь в своих войсках, ни добиться существенного повышения эффективности борьбы с нашими танками. Авиация, которая в первое время служила основным средством борьбы против наступающих танковых частей Красной Армии, ослабила свою активность, поскольку количество самолетов Красной Армии непрерывно увеличивалось. Поражение под Сталинградом, а затем и в зимней кампании 1942/43 г. вынудило немцев перейти от полумер к капитальному перевооружению. Это подтверждается следующими фактами.
В 1941 г. основной противотанковой и танковой пушкой в немецкой армии была пушка калибра 37 мм. В 1942 г. калибр противотанковой и танковой пушки увеличился до 50 мм. К весне 1943 г. был сделал следующей шаг вперед: введены на вооружение противотанковые длинноствольные пушки калибра 75 и 88 мм. В 1943 г. немцы сняли с производства танк Т-III, оставляя T-IV ввиду его габаритов, позволяющих свободно комбинировать с калибрами вооружения, и заново поставили на производство новые танки - T-V и T-VI, а также самоходную установку «Фердинанд». В новых танках и самоходных установках броня увеличилась до 100-200 мм, калибр вооружения - до 75 и 88 мм, скорость движения с 50-70 км/час снизилась до 20-40 км/час.
Боевая характеристика наших танков и в первую очередь танка Т-34 - сочетание брони, вооружения и скорости, - а также наша противотанковая артиллерия заставили немцев отказаться от своих принципов и итти по линии преодоления тех качеств, которые были заложены в танке Т-34 и в нашей противотанковой артиллерии, т. е. отказаться от первоначально принятого пути в развитии своей танковой техники и итти по пути, продиктованному боевыми свойствами наших танков и противотанковой артиллерии.
Были ли танки T-V, T-VI, а также самоходная установка «Фердинанд», переход к которым производился под влиянием превосходства наших танков и противотанковой артиллерии, наспех созданными конструкциями? На этот допрос, как нам кажется, придется ответить отрицательно. Немцы уже в 1940 г. имели опытные образцы более мощных как по бронированию, так и по вооружению танков. Можно предполагать, что некоторые из опытных образцов были опробованы еще в момент разгрома Франции. Но если даже эти танки и были тогда, то они насчитывались единицами, поскольку основная масса мостов, построенных немецкими саперами во Франции, имела грузоподъемность максимум в 30 т. Следовательно, если немцы и имели еще в 1940 г. новые танки, более мощные по броне и вооружению, чем танки T-III и T-IV, то они отвергли их как не соответствующее условиям боевого использования и намеченным способам ведения войны. Базируясь на опыте ведения войны с Францией, ориентируясь на внезапность и численное превосходство в момент нападения на нашу страну, они поставили основную ставку при выборе типа танка на его скорость. Они рассчитывали быстро занять наши промышленные центры и сорвать организацию снабжения Красной Арин современной и более качественной боевой техникой. Если для первых месяцев войны такая установка в выборе типа вооружения обусловила определенный эффект, то чем дальше, тем болезненнее ощущалась разница в боевых свойствах между советской противотанковой артиллерией и танками, с одной стороны, и фашистскими танками - с другой.
Немецкая танковая техника и противотанковая артиллерия не давали того эффекта, на который рассчитывало гитлеровское командование при постановке на производство танков T-III, T-IV и пушек 37-мм калибра. Ошибка была допущена не в конструкции, не в производстве, а в выборе основных свойств танка и средств IITO. В результате немцам во время войны пришлось предпринять капитальное перевооружение, вследствие чего количество производимых танков сократилось в момент напряженных военных действий.
Что представляли собой модернизированный танк T-IV, новые танки T-V и T-VI, а также самоходная установка «Фердинанд» (см. таблицу)? Как классифицировать эти танки как типы? Немцы в прежних образцах при разделении танков на легкие, средние и тяжелые руководствовались калибром вооружения. Сохранилось ли это в новых танках? Танки T-V и T-VI различались как по вооружению, так и по бронированию, в то время как танки T-II, T-III, T-IV различались лишь калибром вооружения. Есть ли между танками T-V и T-VI та разница в боевой характеристике, которая оправдывала бы наличие двух конструкций? При наличии одних и тех же агрегатов в моторно-трансмиссионной группе и ходовой части существование этих двух конструкций было бы оправдано. Но трансмиссия, ходовая часть имели существенные отличия и, следовательно, требовали самостоятельно организованного производства, а различия в боевых свойствах по броне и вооружению уравнивались ощутимой разницей в скорости движения; в этом смысле одновременное производство обеих машин нелогично. Как теперь стало известно, немцы прекратили затеи производство «Фердинанда» и танка T-VI.
Немцы поставили перед собой задачу - сделать скачок в области тактико-технической характеристики новых танков. В определенной степени они этого достигли. Но, реализуя поставленную перед ними задачу, конструкторы не нашли наилучшего решения в компоновке новых танков; танки явно переотяжелены. Оценка танка как типа определяется сочетанием вооружения, брони и скорости, компоновка - абсолютным весом и объемов, конструкция механизмов - маневренностью и меткостью огня, средней скоростью движения и стоимостью изготовления. Из всех перечисленных элементов компоновка T-V и T-VI наименее отработана.
Четвертый период. Если в 1943 г. немцы капитально перевооружили свою танковую технику и противотанковую артиллерию и сделали попытку вести наступление, то летом 1944 г. они уже не имело ни сил для наступления, ни творческой энергии для совершенствования своей техники. «Королевский тигр» (T-VIБ) был не что иное, как сочетание формы корпуса Т-V, а также пушки и брони «Фердинанда». Что же касается появившегося нового легкого танка, то это, вероятно, только эксперимент, так как, по сути дела, это не танк, а транспортер. В связи с большими потерями в танках и самоходных установках повысилась роль индивидуальных противотанковых средств («фаустпатрон» и др.).
Ошибка немцев в выборе типа танка в начальный период войны, несмотря на внезапность их нападения и численное превосходство в танках, позволила Красной Армии ускорить разгром врага. Мы знали, какие нам нужны танки, и социалистическая промышленность, героический советский народ в невероятно трудных условиях давали их нашей армии во все возраставших количествах.
РАЗВИТИЕ ТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ В АНГЛИИ
Если в СССР танки классифицируются по весу, в Германии до последнего периода войны - по вооружению, то англичане классифицировало танки по родам войск: «пехотные», выполняющие задачи танков НПП, и крейсерские, быстроходные танки, используемые в составе крупных танковых соединений. В 1940-1942 гг. они производили главным образом танки МК-III (а впоследствии его модификации МК-X и МК-XI) и МК-II, которые являлись типичными пехотными танками. Имея ограниченную подвижность, солидную броню и посредственное (в первом варианте) вооружение, они была приспособлены для непосредственного взаимодействия с пехотой. Колесно-гусеничный танк МК-VII -оригинальной конструкции, высокоподвижный - был выпущен в небольшом количестве как танк для воздушно-десантных операций. В 1938-1939 гг. англичане много работали над крейсерским танком типа А-13, обладающим высокой скоростью. В 1940-1942 гг. они выпускало крейсерский танк МК-VI (Крусайдер), представлявший собой дальнейшее развитие танка А-13. Этот танк обладал высокой скоростью, имел противопульное бронирование и был вооружен также, как МК-II и МК-III. Он выпускался небольшими сериями и применялся главным образом в Ливии. Вследствие выявившейся слабости бронирования и значительных конструктивных дефектов производство его было прекращено в 1942 году. Следует признать в факте преимущественного выпуска танков МК-III и MК-II определенный перелом во взглядах на роль и формы использования танковых соединений. Упор на пехотные танки знаменовал полное пренебрежение всем тем, за что так долго агитировал Фуллер - теоретик механизированной войны.
Однако первый же боевой опыт заставал англичан внести коррективы в принятую линию по развитию танковой техники. Начиная с 1942 г. они организовали производство танков с мощной броней и более эффективным вооружением - МК-IV. Пушка калибра 40 им, монтировавшаяся на МК-III и МК-II как противотанковая, обладала незначительной бронепробиваемостью, и в этом смысле пушка МК-IV калибра 57 мм были ощутительным шагом вперед. В составе десантных войск, высадившихся в Нормандии, англичане имели серию танков, построенных на базе МК-IV, вооруженных мортирой, предназначенной для разрушения инженерных заграждений. Помимо танка МК-IV, они продолжали работать над созданием высокоподвижного, хорошо бронированного и мощно вооруженного крейсерского танка, в основном повторяющего качества советского танка Т-34. Если влияние танка Т-34 на немцев сказалось в создании танка Т-V, то англичане, учтя все положительное в танке Т-34, поставили на серийное производство новый крейсерский танк. Примерно в 1942 г. прекратилось производство МК-II, а на МК-III стала монтироваться пушка калибра 57 мм (танк МК-IX), а также пушка повышенного калибра в специально выполненной громоздкой башне. Таким образом, эволюция типа танка в Англии шла по линии создания, помимо пехотного танка, каким является МК-XI, танка прорыва МК-IV (сами англичане называют танк МК-IV пехотным танком) и танка для подвижных механизированных соединений - крейсерского танка «Кромвель».
Не касаясь пока общей оценки, необходимо отметить конструктивную оригинальность всех английских танков, причем в каждом типе она проявляется различно. Так, танк МК-III как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации, легкий танк) имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является, бесспорно, наиболее удачный. Опыт с МК-III подтверждает возможность использования автомобильных агрегатов для танкостроения. К оригинальным элементам МК-IV следует отнести общую компоновку и наличие мощной броневой перегородки, отделяющей боевое отделение от моторного. Стремление, не увеличивая габаритов по ширине, получать широкий корпус привело к воскрешению идеи компоновки танка марки V времен первой мировой войны - гусеница охватывает корпус. Эта конструктивная особенность обусловила два дефекта: высоко поднятую лобовую ветвь гусеничной цепи, что резко повысило ее поражаемость, и заклинивание башни верхней ветвью гусеничной цепи. Броневая перегородка между моторным и боевым отделениями существенно уменьшает потери в экипаже и сохраняет моторнo-трансмиссионную группу при взрыве снарядов. Характерным для английских танков МК-II, MK-III и МК-IV является предпочтение, отдаваемое броне; скорость и вооружение получаются как бы второстепенными. Несомненно, что если это терпимо в МК-III, то в других танках допускаемая диспропорция является явным минусом.
Танковую технику англичан, имевших до появления танка MК-IV отработанным только пехотный танк (в двух вариантах), следует в целом признать односторонней, а поэтому неполноценной. Из всех существующих легких танков танк МК-III (позднее MK-X, МК-XI) является наиболее удачным. Можно сказать, что в условиях 1940-1943 гг. именно англичане создали тип пехотного танка. Исходя из опыта войны, они приняли на вооружение тяжелый танк МК-IV (танк прорыва) и крейсерский средний танк по типу Т-34 (танк «Кромвель»). Вооружение танков (МК-III, МК-II, МК-IV, «Кромвель») является недопустимо слабым; скорость, исключая танк «Кромвель», заниженной. Определенной линии в компоновке машин и конструкции механизмов у англичан еще не наметилось.
Характерным для англичан является слабое внимание к самоходной артиллерии.
ТАНКОВАЯ ТЕХНИКА США
В 1940-1941 гг. США имели отработанными два танка - М3-легкий и М3-средний или, как их классифицировали в американской армии, кавалерийский и артиллерийский танки. Если бы действительно требовался специально кавалерийский танк в смысле подвижности, то американцы создали полноценную боевую машину. Подвижность танка М3-л и его работоспособность превосходны. В районе боевых действий, как при движении по дорогам, так и по местности, этот танк наиболее быстроходный из всех известных колесных и гусеничных машин. Но так как танк должен гармонически сочетать в себе броню, скорость и вооружение, то в этом смысле М3-л является неполноценным. Пушка 37-мм калибра, основное его вооружение, несомненно, слаба, и это - основная причина, почему танк не мог продолжительное время продержаться на поле боя. Тем не менее подвижность танков типа М3-л сыграла большую роль при изгнании Роммеля из Африки; только танки этого типа могли обеспечить столь высокие темны преследования.
Артиллерийский танк (по весу - средний) имеет наиболее мощное вооружение среди танков этого класса. Наряду с 76-мм пушкой танк вооружен также орудием калибра 37 мм, причем последнее может использоваться как зенитное. Однако чрезмерная высота танка, обусловленная наличием вращающейся башни для 37-мм пушки и командирской башенки, а также установка основной пушки в спонсоне (что ограничивает маневр огнем) резко снизили боевые качества этого танка. Следующим шагом явилась капитальная модернизация танка М3-ср. Авиационный звездообразный двигатель заменяется спаренной установкой, пушка монтируется во вращающейся башне, а очертание корпуса повторяет танк Т-34; в таком виде танк получил марку М4-А2.
Помимо указанных типов, американцы усиленно работали над созданием современных типов танков, используя опыт войны. Таким образом, ни кавалерийский, ни артиллерийский танки как типы себя не оправдали. Сама американцы на страницах своих журналов объясняют некоторые неудачи в конструировании своих танков двумя причинами:
- конструкторы, проектируя танки, сами давали и тактико-технические задания на проектирование, не имея точных данных о характере использования их на поле боя;
- поражение, нанесенное Роммелю в Африке, создало твердое убеждение у американских и английских офицеров в том, что и в Европе танки типа М3-л и М4-А2 будут успешно применены на поле боя, на основании чего заводы перешли на массовое изготовление именно этих танков, хотя позднее обнаружилась нужда в танках с более мощным бронированием и вооружением.
Конструктивные особенности американских танков сводятся к следующим основным моментам. Они являются первыми, да которых использованы авиационные моторы, что послужило одной из причин недопустимой высоты танков. Все эти танки имеют переднее расположение трансмиссии. В целях использования освоенных тракторных агрегатов американцы в качестве механизма поворота применяют двойной диференциал, что также частично обусловлено применением резино-металлической гусеницы. Американские танки являются единственными, на которых смонтированы резино-металлические гусеницы с сайлент-блоком. Однако потеря районов каучуконосов заставила американцев применять металлическую гусеницу. Американцы много работают над повышением меткости огня при стрельбе с хода и первые ввели стабилизацию пушки от угловых продольных колебаний. Они уделяют большое внимание самоходным и бронированным зенитным установкам и самоходным пушкам. В последних образцах танка М4-А2 в целях борьбы со взрывом снарядов в корпусе американцы помещают снаряды в цилиндры с жидкостью, что должно устранить детонацию при попадании снаряда противника в корпус танка: Наиболее оригинальными элементами в американских танках в настоящее время являются резинo-металлические гусеницы, стабилизатор и укладка боеприпасов.
Таким образом, американские типы танков - кавалерийский и артиллерийский, - несмотря на их надежность, обусловленную высокой культурой производства, оказались нежизненными, что обусловлено общей неподготовленностью США к войне. Наиболее распространенным является танк М4-А2, воспроизводящий основные боевые качества танка Т-34. Ряд агрегатов является оригинальными и заслуживающими подражания. Наиболее отработанными танками являются те, которые в последнее время ставились на производство; в их конструкции и боевой характеристике отражен в определенном направлении опыт войны (например, танк Т-26 «Генерал Першинг»).