ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ТЫЛА ВС МИНИСТРУ ВС СССР МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БУЛГАНИНУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕРЕПИСИ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
№ АУ-1193881сс
17 ноября 1948 г.
Во исполнение Вашего приказа № 2 - 1948 года в период с 15 мая по 15 июня 1948 г. была проведена перепись автомобилей и автомобильного имущества во всех частях, соединениях, учреждениях и заведениях Вооруженных Сил.
По данным переписи в Вооруженных Силах имеется 288 854 автомобиля, из них:
легковых 32 688
грузовых 94 739
автотягачей 92 750
специальных 68 697
Итого 288 854
отечественных 123 787
импортных 146 443
трофейных 18 624
Итого 288 854Техническое состояние имеющихся автомобилей характеризуются следующими данными:
исправных 199 085 - 69%
требующих ремонта 78 224 - 27%
подлежащих списанию 11 545 - 4%
Итого 288 854 - 100% Подробно состояние и распределение автопарка по назначению машин и по родам войск изложено в прилагаемом альбоме, составленном по данным переписи.
Приложение: Альбом на 15 листах (вх. № 12358, только адресату)*.
Начальник Тыла ВС СССР
генерал армии А. Хрулев
ЦАМО. Ф. 41. Оп. 126139. Д. 3. Л. 140.
* Приложение к документу не прилагается.
Записка А.М. Василевского и С.М. Штеменко И.В. Сталину о состоянии материально-технического обеспечения мобилизационного развертывания Советской Армии Автомобильный парк Советской Армии в настоящее время имеет большое количество иностранных автомобилей 136 181 шт. (46%) и отечественных автомобилей старых марок 93 964 шт. (32%)
Постановление Совета Министров СССР «О перевооружении военно-воздушных сил, истребительной авиации ПВО и авиации военно-морских сил на современные самолеты отечественного производства» (22 марта 1946 г.)
...
5. В связи с вышеизложенным планом перевооружения снять с вооружения в 1946 году и списать:
самолёты-истребители иностранных типов, в том числе:
Аэрокобра - 2 216 самолётов
Тандерболт - 186 самолётов
Кингкобра - 2 344 самолёта
Киттихаук - 1 086 самолётов
Спитфайр - 1 139 самолётов
Харрикейн - 421 самолёт
Итого - 7 392 самолёта
Записка А.М. Василевского и С.М. Штеменко И.В. Сталину об использовании бомбардировщиков , выпускаемых промышленностью в 1951 г. (4 января 1951 г.)
...
На Дальнем Востоке мы имеем Воздушную армию Дальней авиации в составе двух бомбардировочных корпусов по две бомбардировочных дивизии в каждом. Один из этих корпусов расположен в районе Куйбышевка-Восточная (около Благовещенска) и имеет самолеты Ил-4 и Б-25. Этот корпус мы считаем возможным перевооружить на самолеты Ту-4 в 1951 году в первую очередь...
Самолеты Ил-28 и Ту-2
1. В настоящее время из девятнадцати бомбардировочных дивизий мы имеем:
- одну дивизию на Ил-28 (ВВС МВО);
- четыре дивизии на Ту-2 (в Прибалтике - 1, в Порт-Артуре - 1, в Бакинском районе ПВО - 1 и в Прикарпатье - 1 дивизию в стадии формирования вместо дивизии, ушедшей в Китай).
Остальные дивизии вооружены самолетами Пе-2 и А-20 (Бостон)...
2. На вооружении указанных выше дивизий имеется 92 Ил-28, 317 Ту-2 (196 - ВВС, 121 - ПВО страны) и 2050 устаревших поршневых самолетов (Пе-2, А-20)...
5. Таким образом, мы будем иметь к 1 января 1952 года в Военно-Воздушных Силах и ПВО страны из общего количества двадцати бомбардировочных дивизий (в том числе одна дивизия, формируемая вновь на Сахалине) семь дивизий на самолетах Ил-28 и шесть дивизий на самолетах Ту-2...
Остальные семь дивизий будут иметь на вооружении устаревшие самолеты Пе-2 и А-20, из них четыре дивизии на самолетах Пе-2 и три дивизии на самолетах А-20 (Бостон).
Постановление Совета Министров СССР «Об усилении бомбардировочной авиации на самолетах Ил-28 Военно-Воздушных Сил Советской Армии и авиации Военно-Морских Сил» (9 февраля 1953 г.)
...
В 1953 году
...
- Перевооружить существующие в Военно-Воздушных Силах Советской Армии и авиации Военно-Морских Сил 32 дивизии на самолеты Ил-28, изъяв из них в первом полугодии 1953 г. все самолеты Ту-2, Пе-2, Ил-4 и «Бостон».
Докладная записка члена Военного совета заместителю Народного комиссара обороны генералу армии Н.А. Булганину о танках старых марок (13 февраля 1946 г.)
В войсках и на ремонтных заводах имеется 3745 танков старых и иностранных марок (КВ, СУ-152, Т-60, Т-70, М-3С, М-3Л и трофейных), а также 137 бронетранспортеров трофейных марок...
Прошу Вашего решения:
1. Танки старых марок Т-60, М-3С и М-3Л, а также танки и бронетранспортеры трофейных марок по выходе в ремонт передавать Главвторчермету как металлолом, сняв с них годные для использования агрегаты, оборудование и вооружение...
Справка о наличие в БТМВ Красной Армии и на бронетанковых ремонтных заводах танков старых марок и трофейных по состоянию на 1 января 1946 г.
...
М-3С - 36
М-3Л - 124
ПРИКАЗАНИЕ МИНИСТРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР КОМАНДУЮЩЕМУ БТ и МВ ВС МАРШАЛУ БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК П.С. РЫБАЛКО ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕНУЖНОГО БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К НЕМУ
№ 452102
10 июня 1947 г.
Министр Вооруженных Сил генерал армии т. Булганин разрешил использовать ненужное БТ и МВ бронетанковое вооружение и запасные части к нему следующим образом:
- 131 танк МК-3, 63 самоходные артустановкй СУ-122 и 282, требующие ремонта самоходные установки СУ-85, переделать на тягачи для использования их в БТ и МВ взамен тракторов.
Исправные СУ-85 использовать в войсках для обучения и переделывать на тягачи по мере выхода их в ремонт.
- 361 бронетранспортер, 149 автомашин «Форд-амфибия» и 129 тягачей, требующие ремонта, разобрать на агрегаты и детали для поддержания ходового парка этого типа машин.
- 48 танков «КВ» и самоходных установок СУ-152 (на базе КВ), 8 английских танков МК-2 и МК-4, 383 танка Т-60 и Т-70 и 2353 аэросаней - сдать в металлолом.
Двигатели танков Т-60, Т-70, «КВ» и СУ-152 и 152-мм пушки-гаубицы снять и оставить для использования в БТ и МВ.
76-мм пушки танков КВ снять и сдать на склады ГАУ ВС.
- Из имеющихся 1940 мотоциклов старых отечественных и трофейных марок, все мотоциклы, требующие ремонта, реализовать, а исправные мотоциклы реализовать по мере выхода их в ремонт.
- Запасные части снятых с вооружения машин (к танкам КВ, БТ, Т-26, Т-37, Т-38, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70, к моторам М-5, М-17, к мотоциклам ИЖ-7, 8, 9, АМ-600, Л-300 и аэросаням), а также к английским танкам МК-2, МК-3 и МК-4 в количестве 4629 вагонов, ненужные БТ и МВ, за невозможностью использования их в войсках, - передать в народное хозяйство по цене металла в тоннаже.
Вопрос об организации передачи запасных частей в народное хозяйство надлежит согласовать с Госпланом СССР.
Запасные части, которые не будут использованы в народном хозяйстве, сдать как металлолом Министерству черной металлургии.
Вопрос о дальнейшем использовании американских танков МЗл и МЗс и запасных частей к американским танкам МЗл, МЗс, М4А4 и М4А2 в количестве 902 вагонов, генерал армии товарищ БУЛГАНИН приказал отложить до результатов работы смешанной Советско-Американской комиссии по вопросу использования вооружения, поступившего в СССР из Америки по ленд-лизу.
Прошу Ваших соответствующих указаний по реализации перечисленного выше имущества.
Генерал-лейтенант Ермолин
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94670. Д. 23. Л. 24-25.
Согласно Справке-докладу командующего БТ и МВ ВС министру ВС СССР Маршалу Советского Союза Н.А. Булганину о состоянии и укомплектованности Вооруженных Сил танками и самоходными установками от 17 ноября 1947 г. в Советской Армии числилось 858 танков М4А2.
СПРАВКА-ДОКЛАД КОМАНДУЮЩЕГО БТ и МВ ВС МИНИСТРУ ВС СССР МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А. БУЛГАНИНУ О ПЕРЕДАЧЕ ТАНКОВ ИНОСТРАННЫХ МАРОК
№ 00810675
17 ноября 1947 г.
В бронетанковых и механизированных войсках вооруженных сил имеется 1185 иностранных танков, из них:
Исправных 889 (из них: М4-А2 - 756, «Валентайн» - 54)
Требующие среднего ремонта 146
Требующие кап. ремонта 57
Негодных 93
Они находятся:
В линейных частях 849
В учебных частях 95
На базах резерва танков и СУ 239
На ремонтных заводах 2 В соответствии с Вашим указанием, запрещающим передачу танков иностранных марок в народное хозяйство и использование их в Вооруженных Силах для строительства аэродромов, дорог и т.д., все же имеет место передача этих танков в народное хозяйство.
Например, из числа имеющихся танков надлежит передать:
1) 10 танков «Валентайн» (МК-3) Министерству машиностроения и приборостроения (распоряжение Совета Министров № 13394 рс от 16.09.47 г.).
2) 50 танков «Валентайн» (МК-3) Министерству транспортного Машиностроения (распоряжение Совета Министров № 162571 от 4.11.47 г.).
Считаю танки иностранных марок в народное хозяйство передавать нецелесообразно, а использовать их в Вооруженных Силах для учебных целей и строительства аэродромов, дорог и т.д. взамен недостающих тягачей.
Прошу Вашего решения.
И.о. командующего БТ и МВ ВС
маршал бронетанковых войск С. Богданов
ЦАМО Ф. 38. Оп. 94670. Д. 22. Л. 44-45.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и МВ СА ЗАМЕСТИТЕЛЮ ВОЕННОГО МИНИСТРА СССР МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.Д. СОКОЛОВСКОМУ ПО ВОПРОСУ СПИСАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ И МОТОЦИКЛОВ ИНОСТРАННЫХ МАРОК
№ 201250
17 марта 1950 г.
На штатном укомплектовании Советской Армии находятся бронетранспортеры и мотоциклы иностранных марок, которые были получены в период Отечественной войны и принимали в ней участие.
Ввиду отсутствия агрегатов и деталей, необходимых для производства капитального ремонта, Министром Вооруженных Сил в 1947-1948 гг. было разрешено списывать бронетранспортеры МК-1, МЗ-А1 и мотоциклы «Харлей-Давидсон» по выходе их в капитальный ремонт.
В настоящее время исчерпаны запасы агрегатов и деталей, необходимых для производства среднего ремонта бронетранспортеров МК-1, МЗ-А1, М-2 /СУ-57/; мотоциклов «Харлей-Давидсон» и «Индиан», а также для производства капитального ремонта бронетранспортеров М5-А1, М9-А1, М-15, М-17 и других.
В целях освобождения Советской Армии от бронетранспортеров и мотоциклов иностранных марок, которые из-за отсутствия запасных частей не могут быть восстановлены, целесообразно разрешить войскам списывать:
1. По выходу в средний ремонт:
а) бронетранспортеры МК-1, МЗ-А1, М-2 (СУ-57);
б) мотоциклы «Харлей-Давидсон» и «Индиан».
2. По выходе в капитальный ремонт:
а) бронетранспортеры М5-А1, М9-А1, М-15, М-17 и другие.
Бронетранспортеры и мотоциклы указанных марок после списания должны разбираться, дефектироваться, годные агрегаты и детали приходоваться и использоваться для восстановления других машин тех же марок. Бронекорпуса, негодные агрегаты и детали согласно приказу МВС № 50 - 46 г. должны быть через ОФИ округов сданы в металлолом.
Все оставшиеся на складах ГБТУ запасные части к бронетранспортерам М5-А1, М9-А1, М-15, М-17 и других марок передать на окружные склады для производства средних ремонтов бронетранспортеров этих марок ремсредствами округов и войсковых частей.
Кроме того, в Советской Армии имеется 19 бронеавтомобилей БА-20 (на шасси автомобиля М-1) и 16 бронеавтомобилей БА-3-6-10 (на шасси автомобиля ГАЗ-АА), которые по штатам никому не положены и по своему техническому состоянию сильно изношены.
Восстановление бронеавтомобилей БА-20 и БА-3-6-10 из-за отсутствия запасных частей на ремзаводах и в войсковых частях не производится. Все эти бронеавтомобили являются для войсковых частей излишним бременем, т.к. требуют отрыва личного состава от боевой подготовки для ухода за ними, а использовать их не представляется возможным.
Считаю целесообразным бронеавтомобили БА-20 и БА-3-6-10 в количестве 35 штук списать, разобрать на агрегаты и детали, из которых годные использовать для ремонта соответствующих шасси автомобилей, а бронекорпуса, негодные агрегаты и детали сдать в металлолом.
Представляется на Ваше решение.
Приложение.
Справка о наличии и техническом состоянии бронетранспортеров и мотоциклов иностранных марок и бронеавтомобилей БА-20 и БА-3-6-10 на «1» листе.
Командующий БТ и МВ СА
маршал бронетанковых войск С. Богданов
СПРАВКА
о наличии и техническом состоянии бронетранспортеров и мотоциклов иностранных марок и бронеавтомобилей БА-20 и БА-3-6-10
Наименование и марки машин Имеется всего В том числе
Исправные Требуют Требуют
среднего рем. капит. ремонта
1. Бронетранспортеры
МК-1 142 127 15
МЗ-А1 1 566 1 505 61
М-2 271 252 11 8
СУ-57 /на шасси М-2/ 361 332 14 15
М-15 78 75 1 2
М-17 756 708 20 28
М5-А1 и М9-А1 168 150 6 12
Прочие марки 192 186 3 3
Итого 3 534 3 335 131 68
2. Мотоциклы
«Харлей-Давидсон» 8 845 8 232 631
«Индиан» 152 84 31 37
Итого 8 997 8 316 644 37
3. Бронеавтомобили
БА-20 19 15 1 3
БА-3-6-10 16 9 7
Итого 35 24 1 10Начальник штаба БТ и МВ СА
гв. генерал-лейтенант танковых войск Гетман
Нач. огрмоботдела штаба БТ и МВ СА
инженер-полковник Мартынов
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94681. Д, 32. Л. 5-7.
Все документы, приведённые полностью и с архивными реквизитами, взяты из сборника Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1946-1953 гг. М., 2007.