Подготовку надо бы подтянуть

Jun 05, 2019 13:15

Заслуженный мясник Жуков беспокоится, что его юниты чересчур быстро дохнут.

ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и МВ КА НАЧАЛЬНИКАМ БРОНЕТАНКОВЫХ УЧИЛИЩ О НЕДОСТАТКАХ В ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПОДГОТОВКЕ МЕЛКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

№ 514916

20 ноября 1944 г.

Опыт последних боев показывает, что в одиночной подготовке и подготовке мелких подразделений (танк, самоходная установка, взвод, рота и батарея) продолжают иметь место недочеты и наши мелкие подразделения не всегда умело и эффективно используют свою технику.

Первый заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза товарищ Жуков лично установил, что одиночная боевая подготовка бойцов и мелких подразделений пехоты, самоходных орудий, танков и артиллерии очень слаба и во многом отстает от современных требований войны.

Рядовой и сержантский состав не обучены элементарным правилам ведения боя, и мы несем напрасные потери.

Командиры взводов, рот и батальонов плохо оценивают местность для использования ее в интересах выполнения боевой задачи, плохо ориентируются, особенно при бое в глубине, в сложных условиях, ночью и при плохой видимости.

Командиры мелких подразделений (взвод, рота) плохо знают тактику и технику других родов войск и неумело ставят им задачи по обеспечению боя.

Танкисты - командиры взводов, рот и батальонов не всегда знают боевые порядки пехоты и плохо представляют тактику наступления пехоты по этапам на всю глубину обороны противника. Это приводит к тому, что взаимодействие танков с пехотой организуется плохо и особенно в динамике боя, в результате чего танки и самоходные установки не всегда успешно помогают пехоте.

Командиры-танкисты и командиры самоходной артиллерии теряют связь, плохо знают обстановку и поэтому не проявляют инициативу, бездействуют, топчутся на месте, ожидая указаний пехотных командиром или своих старших начальников.

Командиры-танкисты и командиры самоходной артиллерии не умеют использовать складки местности для движения и остановок для ведения огня.

Все это происходит потому, что те, кто учит, сами очень плохо обучены, плохо знают современный бой и недостаточно изучают его.

Молодые офицеры, оставленные на должности преподавателей в училищах по окончании их, недостаточно знают тактику и технику современного боя, не обладают опытом преподавании и требуют большой работы над ними начальников циклов и начальников училищ.

Часть старых преподавателей самоуспокоилась, над самоусовершенствованием работает недостаточно, за текущей литературой не следит, опыт боев не изучает и в своей практической работе не применяет его.

Стажировки офицеров-преподавателей в частях действующей армии цели не всегда достигают. Командированные на стажировку офицеры в большинстве своем работают в штабах, ход боя не видят, поучительных примеров не заимствуют и, возвратясь в училище, боевого опыта передать не могут.

Для устранения отмеченных недочетов и быстрейшего повышения боевой подготовки офицеров-танкистов и офицеров самоходной артиллерии ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Потребовать от офицерского состава училищ твердых знаний тактики и техники ведения боя мелких подразделений танков, пехоты и других родов войск по этапам, уметь организовать и осуществить взаимодействие во время боя, особенно в период борьбы в глубине обороны противника.

2. Начальникам училищ через начальников циклов и старших преподавателей оказывать всемерную помощь в подготовке к занятиям молодых преподавателей.

3. Использовать все возможности для привлечения на совместные занятия курсантов танковых училищ - других родов войск, расположенных в одном гарнизоне с училищами.

При подготовке курсантов - будущих офицеров основное внимание должно быть обращено:

1) По тактической подготовке - на твердое знание офицерским составом своих обязанностей в бою, умение организовать бой и обеспечивать взаимодействие с пехотой, артиллерией и другими родами войск в динамике боя.

На оценку местности и использование складок местности как подступов к противнику для скрытого маневра и ведения огня.

На знание боевых порядков танков, мелких подразделений (взвода, роты) пехоты, место командира в бою, умение управлять боевыми порядками и вести наблюдение за полем боя.

На умение непрерывно поддерживать связь в бою внутри подразделений, с соседними и взаимодействующими частями.

При обучении курсантов создавать сложную обстановку, вынуждающую самостоятельно принимать решение. С целью выработки самостоятельных решений и инициативны действий обучаемых практиковать проведение летучек на различные виды боя.

Умело подбирать и использовать в обучении курсантов примеры из опыта боевых действий мелких подразделений.

После отработки тем: разведка, марш и наступление проводить трехдневный выход в поле с материальной частью с задачей практическим путем отработать организацию и проведение разведки, ночного марша и наступательного боя на поспешно перешедшего к обороне противника.

После прохождения всей программы по тактике также проводить трехдневный выход в поле с задачей практически отработать ночной марш и встречный бой на рассвете, преследование, оборону, рекогносцировку исходных позиций и выход на исходные позиции в ночных условиях, наступление и бой в глубине; обратить особое внимание на использование складок местности, взаимодействие огня и движения и взаимодействие родов войск.

Занятия на этих выходах должны быть правдоподобными. Условия и обстановку, в которой приходится действовать, максимально приближать к боевым, стремясь дать курсантам по возможности картину настоящей боевой обстановки. На выходах в поле не должно быть перерывов для отдыха и принятия пищи . Отдых и принятие пищи организовать, не нарушая хода боя-занятия.

2) По огневой подготовке - быстро отыскивать цели в бою, определять до них расстояния и открывать прицельный огонь, упреждая противника в открытии огня. Научить разделять и сосредотачивать по целям огонь взвода-роты танков и батарей самоходных установок.

При обучении управлению огнем руководствоваться директивой УВУЗ БТ и МВ КА №9 - 971 от 17.10.1944 года.

3) По технической подготовке - на тщательную регулировку и обеспечение нормальной работы агрегатов танка и самоходной установки, позволяющую использовать всю мощь танка в бою и на умение водить его в условиях пересеченной местности, ночью, в туман и в условиях ограниченной видимости.

Уметь быстро находить технические неисправности танка и самоходной установки, быстро и сноровисто устранять их на поле боя.

Постоянно следить за своевременной чисткой воздухоочистителей, за работой системы смазки и охлаждения.

4) По топографии - на ориентирование из танка и самоходной установки в различное время суток и на различной местности, по карте и без карты, по компасу и местным предметам.

5) По радиоподготовке - на быстроту настройки и вхождение в связь по рации танка и самоходной установки. На занятиях по тактике, вождению и огневой подготовке практиковать подачу команд по радио.

6) Начальникам училищ раз в 3 месяца и начальникам циклов ежемесячно проводить показные методические занятия с преподавательским составом.

Повысить качество методической работы с преподавательским составом и потребовать от преподавателей обучать больше практическим показом; учить тому, что требуется на войне.

В период ноября и первой половине декабря месяца 1944 года с преподавателями тактики и огневой подготовки провести сборы по подготовке мелких подразделений по прилагаемой программе.

О намеченных и проведенных мероприятиях по выполнению требований, изложенных в настоящей директиве, начальникам училищ донести мне через начальника УВУЗ БТ и МВ КА к 1 декабря 1944 г.

Приложение: мероприятия по устранению недочетов по боевой подготовке, отмеченных Маршалом Советского Союза т. Жуковым. Тематическая программа. Всего на 11 листах.

Командующий БТ и МВ КА
маршал бронетанковых войск Я. Федоренко

Член военного совета БТ и МВ КА
генерал-полковник танковых войск Н. Бирюков

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11339 Д 5. Л. 121- 123. Копия.

ДИРЕКТИВА КОМАНДУЮЩЕГО БТ и МВ КА ОБ УЛУЧШЕНИИ ПОДГОТОВКИ ТАНКОВЫХ И САМОХОДНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

№ 511856

22 ноября 1944 г.

Боевым опытом в подготовке танковых и самоходных подразделений установлены существенные недочеты.

1. Экипажи плохо обучены оценке местности и боевому ее использованию в наступлении и обороне. Наступающие подразделения не используют складки местности, укрытия и мертвые пространства, плохо маневрируют на поле боя, неорганизованно ведут бой в глубине обороны противника, ночью и при плохой видимости офицеры теряют управление своими подразделениями.

2. Экипажи, особенно офицерский состав, слабо ориентируется на местности, в особенности ночью, в тумане, в лесу, в горах, не умеют ориентироваться по местным предметам.

3. Командиры машин, взводов, рот и батарей не знают тактики и техники атаки и наступления пехоты по этапам на всю глубину обороны противника. Танки и самоходные установки не поддерживают в бою непрерывной связи с пехотой и плохо помогают ей.

4. Командиры танковых и самоходных подразделений и экипажи боевых машин не проявляют в бою инициативы, бездействуют, топчутся на месте и ожидают указаний старших начальников.

5. Офицерский состав слабо обучен и плохо представляет природу современного боя.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. При проведении в учебных полках занятии по тактическим темам: «Танк (самоходная установка) в наступлении», «Танк (самоходная установка) в обороне», «Танк (самоходная установка) в засаде», на занятиях по вождению и тактических учениях в запасных полках в составе экипажа, взвода, роты и батареи особое внимание обратить на обучение правильной оценке местности, грамотному использованию ее в бою, маневрированию на поле боя, действиям в глубине обороны и на сильно пересеченной местности.

2. На тактических учениях в запасных полках всемерно обучать командиров машин, взводов, рот и батарей управлению боем своих подразделений, особенно в глубине обороны противника.

3. Улучшить организацию и методику проведения тактических занятий и учений, особенно с материной частью. Занятия проводить на поучительной, заранее разведанной местности, оборудованной в инженерном отношении, а также мишенной обстановкой.

Каждое занятие полностью обеспечивать материально: картами, флажками, ракетами и др. Занятиям должны предшествовать инструктивно-методические занятия по этим темам, проводимые с их руководителями опытными офицерами.

4. Усилить подготовку в ночных условиях. Обеспечить безусловное выполнение программного требования о проведении не менее 30% всех занятий по тактике и вождению.

5. Широко практиковать двух-трехдневные выходы в поле с отрывом от места расквартирования для комплексного изучения отдельных тем тактической подготовки: марш, расположение на месте, рекогносцировка и выход на исходные позиции, наступление. На выходах в поле также отрабатывать вождение, топографическую подготовку и т. д. На этих выходах всемерно приспосабливать обстановку к реальным боевым условиям: совершать длительные ночные марши, располагаться бивуаком с мерами охранения, рекогносцировку исходных позиций проводить днем, а выходить на исходные позиции в условиях ночи и т.д.

6. Повысить подготовку офицерского состава по топографии. С командирами учебных взводов и рот в учебных полках практически проводить занятия по топографии с целью повышения знаний и практических навыков офицеров по этому предмету обучения.

7. Улучшить организацию и методику проведения занятий топографии. Занятия проводить исключительно на местности, выбирая для этого наиболее поучительные и незнакомые обучаемым участки. Тренировать обучаемых в быстром и четком ориентировании с картой и особенно без карты, ночью, в туман, в лесах, в горах. Каждое занятие в полной мере обеспечивать картами, компасами и др.

8. Твердо изучить со всем офицерским составом боевой устав БТ и МВ КА и боевой устав пехоты КА. На тактических занятиях на картах, на ящике с песком и на местности, на учениях совместно с пехотой и артиллерией в системе подготовки офицерского состава изучать тактику пехотных подразделений, а также подразделений других родов войск. Уделить должное внимание изучению тактики пехотных подразделений с офицерским составом маршевых подразделений. Занятия с офицерами по тактике проводить наиболее опытным офицерам, имеющим боевой опыт.

9. Установить прочную связь с частями и соединениями других родов войск, расположенными в гарнизоне и привлекать офицеров учебных и запасных полков, а также офицеров маршевых подразделений на общевойсковые тактические занятия и учения.

10. Тактические учения с маршевыми подразделениями проводить с привлечением местных стрелковых и артиллерийских подразделений. На этих учениях добиваться слаженных совместных действий танковых и самоходных подразделений с пехотой, орудиями танковой поддержки и саперами.

11. При обучении избегать ненужной опеки, всемерно развивать у экипажей, особенно у офицерского состава, самостоятельность и разумную инициативу, воспитывать военную хитрость и смекалку. Развивать эти качества у обучаемых на тактических занятиях, создавая интересную и напряженную обстановку, требующую самостоятельных инициативных решений и проявления военной хитрости и смекалки. Широко использовать для занятий тактические задачи: летучки на картах, на ящике с песком и на местности. Всемерно популяризировать инициативные, смелые и хитрые действия танковых и самоходных подразделений на опыте Отечественной войны.

12. Усилить работу по изучению и введению в обучение опыта войны. Широко использовать для этого периодическую печать, информационные сборники, а также личный боевой опыт участников войны.

13. Обязать весь офицерский состав, начиная от командира учебной бригады, лично систематически проводить показные методические занятия по обучению бронетанковых специалистов и по подготовке подразделений.

Командующий БТ и МВ КА
маршал бронетанковых войск Я. Федоренко

Член военного совета БТ и МВ КА
генерал-полковник танковых войск Н. Бирюков

ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11353. Д. 199. Л. 217-218. Копия.

Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1944-1945 гг. М., 2007.

ГАБТУ, ВОВ, Танки

Previous post Next post
Up