Возможны спойлеры!
Секретарша
Мэгги Гилленхаал, сестра горбатого ковбоя Джейка ;), народу знакома в основном по роли Рейчел из "Темного рыцаря". И роль эта, прямо скажем - ничего особенного, пошла туда, пошла сюда, плохо кончила ;). А девушка умеет играть намного лучше, в чем можно и удостовериться, поглядев "Секретаршу".
Ее героиню, Ли Холлоуэй, выписывают из клиники, профиль которой не афишируется, но понятно, что это что-то психологическо-психиатрическое. Девушка она забитая, вся скукоженная, сутулится, говорит очень тихо и хранит под матрацем свой личный спецнабор. В котором находятся вата, йод и разные колюще-режущие инструменты. Да-да, вы все правильно поняли - Ли мазохистка. Дома на кухонном шкафчике с ножами уже давно висит замок, мать все время ждет от нее какого-нибудь очередного членовредительства, но сейчас, после выхода дочери из клиники, надеется, что все ее выкрутасы остались позади.
Ли идет на курсы машинописи и читает объявления в газетах, чтобы наняться в секретарши - все равно без опыта ей ничего более приличного не светит. И вот она видит объявление некоего Эдварда Грея, помощника юриста, идет на собеседование (ах, какие он ей вопросы задает! :D) и оказывается принятой на должность. Сидит, перепечатывает письма на печатной машинке (компьютеров в офисе Грея нет), готовит шефу кофе. И все вроде бы стандартно и обычно, пока мы постепенно не начинаем понимать, что Ли и Грей, оказывается, два сапога пара :).
Тема, поднятая в этом фильме, конечно, необычная и даже немного скользковатая. Все же садисты с мазохистами у нас ассоциируются (перечисляю киношные стереотипы) с кожаными прикидами, плетками, прижиганием кожи сигаретами, мордобитием и прочими ужасами. В общем, с чем-то извращенным и не совсем нормальным. В "Секретарше" же создатели умудрились тему садо-мазо снять так непошло и непохабно, что смотреть фильм абсолютно не противно.
Мэгги Гилленхаал играет очень хорошо, особенно в сравнении с "Темным рыцарем". В начале фильма она тихая, серая мышка со странностями, после ссоры родителей прижигающая собственную ногу кипящим чайником, постоянно теребящая прядь волос и трясущаяся при малейшем замечании шефа. А потом до чего дело доходит? До того, что Грей приказывает ей по телефону: "Что у вас сегодня на обед? Съешь ложку пюре, ломтик масла, четыре горошинки и сколько хочешь мороженого!" И Ли радостно, подчеркиваю, радостно, все это выполняет. Постепенно превращаясь прямо-таки в тигрицу с горящими глазами, готовую ради своей любви на все - даже просидеть трое суток на одном месте, не двигаясь, без еды и воды.
Что касается Джеймса Спейдера - как его Грей мучительно борется со своей сущностью! Он ведь понимает, что то, что ему нравится - не общепринятые вещи (он даже пытался написать Ли письмо с извинениями), что он не должен впутывать Ли в свои игры (другое дело, что она ХОЧЕТ впутываться: "Ли, мы не можем заниматься этим 24 часа в сутки семь дней в неделю!" - "Почему нет?!"). Но природа берет верх над приличиями, несмотря на физические нагрузки, к которым Грей прибегает в особо напряженные моменты ;), и в результате мы имеем самый настоящий хэппи-энд. Причем понятно, что Ли вовсе не так проста и сможет заставить Грея сделать то, что нужно именно ей (как это она смогла и прежде).
Вердикт: Несмотря на нестандартность сюжета, мне "Секретарша" понравилась. И отличной игрой исполнителей главных ролей, и главным посылом фильма - "Кто сказал, что любовь должна быть мягкой и нежной?" Она бывает самая разная, и если Ли и Грею действительно, всем сердцем нравится то, что они делают (и как) - да ради Бога! Пусть будут довольны и счастливы :). Конечно, такой подход не понравится тем, кто признает исключительно стереотипы, условности, общепринятую мораль, рамки, границы и все в том же духе (и плюется от, к примеру, "Горбатой горы"). Ставлю четверку с большим плюсом.
Железный человек
Итак, перед нами очередная экранизация очередных комиксов.
На какие категории я их делю? (Позвольте свалить в одну кучу комикс и графический роман):
1) "Чушь полная и бесповоротная" - "Особо опасен", "Супермен" (новый), "Человек-паук" (в просторечии он же Чпук :D) все три части, "Фантастическая четверка-1,2", "Халк" Энга Ли, "Драконий жемчуг: Эволюция", "Сорвиголова", "Призрачный гонщик".
2) "Глупо/Не очень интересно, но хотя бы зрелищно" - "Темный рыцарь", "Тень", "Лига выдающихся джентльменов"
3) "Надо же, комикс - а как мощно получилось!" - "Город грехов", "300", "Хеллбой-2: Золотая армия", "V-значит вендетта", "Блэйд".
К какой же категории отнести "Железного человека?"
Тони Старк - гениальный главный изобретатель оружейной корпорации, богач и плейбой. Его ракеты и прочие смертоубийственные штуковины продаются по всему миру, принося баснословные прибыли, а он живет в роскошном особняке, гоняет на шикарных авто и за несколько секунд может соблазнить любую особь женского пола, между делом изобретая все новое и новое оружие.
Как-то раз Тони отправляется в Афганистан, чтобы продемонстрировать американским военным свою новую ракету "Иерихон". Демонстрация удается на славу, после чего Тони с чистой совестью едет на хаммере и треплется с военными на тему, скольких девушек с обложки журнала Maxim он соблазнил за год. Тут на хаммер нападают повстанцы, бах-тарарах - в итоге Старк приходит в себя в какой-то пещере. К его груди присоединен проводами аккумулятор, а врач поясняет, что аккумулятор питает магнит, без которого осколки, застрявшие в груди Тони, доберутся до сердца, и ему придет каюк. Да еще захватившие Старка афганцы требуют, чтобы он собрал им "Иерихон".
Но Старк, не долго думая, делает вовсе не "Иерихон", а специальный металлический костюм, в который встроен и пулемет, и огнемет, и даже миниатюрная ракетная установка. С помощью костюма он выбирается из пещеры, потом его в пустыне подбирают американцы, он возвращается обратно в Штаты и требует чизбургер и пресс-конференцию. На которой и заявляет, что больше никогда не будет конструировать оружие, а посвятит себя более мирным целям.
Видите, как просто перевоспитать любого милитариста/торговца оружием? Сунуть его на пару месяцев в пещеру без удобств, показать крупным планом, как убивают - и все, будет вам не милитарист, а кроткая миролюбивая овечка :D.
Но я отвлеклась. Итак, Тони больше не хочет изобретать оружие, а тайно от всех делает новый, усовершенствованный и модифицированный вариант своего железного скафандра. Чтобы наоборот - спасать людей. В то время акции его компании обвалились на 65 пунктов, и председатель совета директоров, по совместительству друг отца Тони, начинает кампанию против свержения власти Старка. К тому же председатель нечист на руку, ведет дела с теми самыми афганцами и силами своих инженеров строит аналогичный железный костюм. И, ясен пончик, в финале им двоим предстоит сойтись в страшной битве :).
Откровенной фигни типа укушенного пауком инфантильного юноши или мускулистого балбеса в плавках поверх брюк :D нету, убийственной серьезности, отличавшей страшно нашумевшего "Темного рыцаря", тоже. Все сюжетные повороты придуманы более-менее реальные - уникальный скафандр придуман лично Тони, а не был прислан ему в подарок с другой планеты, в фильме не действуют уже изрядно поднадоевшие тайные организации, садистски поступающие с насекомыми и крысами (вспомните дебильный "Особо опасен"). То есть налицо не комиксовские идеи, а сценарий в общем-то обычного боевика с элементами фантастики, что уже опробовал Кристофер Нолан в двух новых фильмах "Бэтменианы".
Юмор есть, в основном хохмит Тони, он же Роберт Дауни-мл. Как он очаровательно пугает своего робота-помощника: "Еще раз зальешь меня противопожарной пеной, когда огня не будет - подарю какому-нибудь университету!" Или когда его секретарша Пеппер Поттс (какое дурацкое имя! :)) застает его в костюме: "Давай признаем - это не самое худшее занятие, за которым ты меня заставала!".
Вот мисс Поттс там была лишней, вернее, лишней была Гвинет Пэлтроу. Во всех своих фильмах она одинаково... никакая. Вроде милая, улыбается - но совершенно никакая. Даже здорового раздражения ;) не вызывает. Ходит, что-то говорит, снова улыбается, а ее персонажа хочется нафиг стереть из сценария. Так и в "Железном человеке" все главные актеры (Дауни-мл., Джефф Бриджес, Теренс Ховард) интересны и достаточно харизматичны, а при появлении Поттс возникает ощущение, что тебя после бутерброда с черной икрой заставили съесть кусок мела.
Хочу отметить камео Стэна Ли, то есть автора многочисленных комиксов, начиная с древнего "Халка" аж 1966 года и заканчивая "Людьми Х", "Чпуком" и "Фантастической четверкой". Он любит появляться во всех фильмах, снятых по его комиксам - в "Людях Х" он поливал газончик и продавал хот-доги и тэ пэ. В "Железном человеке" он тоже засветился - когда Тони идет на вечеринку, он хлопает по плечу старого седого дядьку - это и есть Стэн Ли.
Вердикт: Ну что ж, теперь надо подытожить и отнести фильм к нужной категории. Пожалуй, потрясения и обалдения он не вызывает (то есть не категория номер три однозначно), но и не является бесповоротной чушью :). Глупо и не очень интересно? Тоже нет, смотрится вполне захватывающе. Короче, лучше, чем вторая категория, но все же хуже, чем третья :D. Неплохой такой развлекательный фильм, с разными машинериями, полетами в небе в сопровождении "Рапторов" и даже холодным термоядерным синтезом. В рамках своего жанра - уверенная четверка.