Генезис казачества

Nov 05, 2015 13:11


История происхождения казаков

После установления господства монгол Русь была превращена в улус монгольской империи и стала называться татаро-монголией. Она была охвачена сложной сетью надсмотрщиков, контролеров, сборщиков и многочисленных чиновников: баскаков, писцов, таможенников, весовщиков, дорожников, оценщиков, заставщиков, кормовщиков, лодочников, раскладчиков, подушных, побережчиков, караульных и иных служебных категорий, которые держали под надзором русский народ и его имущество.
Забираемая десятая часть народа отправлялась в пределы Орды и там в качестве подневольной силы распределялась «по принадлежности». Большая часть шла на пополнение вооруженных сил и обслуживание сложной дорожной сети сообщения, а часть ставилась на всевозможные виды физического труда. Часть народа, предназначенная для пополнения вооруженных сил монгол, селилась на указанных им землях, обзаводилась семьями и превращалась в военные поселения. (Стоит отметить, что «вывод» населения производился монголами только в первые 50 лет Ига, в последствие необходимая численность русского населения в пределах Орды поддерживалась естественным путём). Ближайшими начальниками их ставились урядники, сотники и бояре русской национальности, тысячниками, темниками и баскаками - ставились монголы.




Поселения русских, как и племенные объединения других покорённых монголами народов, селились совершенно изолированно от других племен, и междуплеменное общение было запрещено. Русские в отличии от кочевых племён были прикреплены к землям и должны были заниматься скотоводством, коневодством, огородничеством, рыболовством и охотой. Всё мужское население должно было быть подготовленным к войне и всегда готовым к вступлению в поход. Земледелие для всех кочевников было запрещено, и недостающие предметы сельскохозяйственного производства и предметы вооружения получали в виде жалования от монгол. Выводимая в пределы кочевья десятая часть русского населения отрывалась от родной земли навсегда и ставилась в совершенно другие бытовые условия. Таким образом, в установившемся господстве монгол создавались две части Руси: главная часть русского народа была поставлена в положение данников, а вторая - расселенная в степной полосе, под начальством монгольских военачальников, составила военные поселения для дополнения войсковых частей монгол, охраны границ и несения всевозможных вспомогательных служб.
В те же условия было поставлено всё население Приазовья, или народы бывшей Тмутаракани, и бродники, разбросанные в степной полосе. Часть этого населения через своих начальников находилась в прямом подчинении хана и пользовалась теми же правами, которыми пользовались племена других покорённых народов. Объединяющим началом для них служила религия и язык. В ставке хана с первых дней образования Орды был построен православный храм. С образованием военных поселений в пределах Орды начали строится повсюду храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия. Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена Митрополия Всея Руси. Авторитет русских князей в ставке хана никакого значения не имел, роль их заключалась в том, чтобы они оказывали помощь и содействие баскакам по сбору дани и выполнении народом всевозможных повинностей. Русские князья не входили в иерархию монгольских владетельных чинов, а находились в ведении особого учреждения, возглавляемого «Дерюгой», учреждение это соответствовало впоследствии существовавшему в Московской Руси «Иноземному Приказу». Сложная система надсмотра, контроля, сбора дани и выполнения различных многочисленных повинностей требовали со стороны русских князей наличия вспомогательных чинов различных категорий, состоящих при монгольских чиновниках; роль эта выполнялась лицами, носившими название князей, до подводных князей включительно.
С падением авторитета русских князей в жизни русского народа начинает подниматься авторитет митрополита. Митрополит пользовался со стороны власти монгол значительными льготами; власть его по сравнению с княжеской была обширной; в то время как власть князя ограничивалась владениями его княжества, власть митрополита распространялась на все русские княжества, включая и народ, населённый в степной полосе различных кочевых улусов. Связующим началом для русского народа, поставленного в разные условия под властью монгол, был русский язык, общая неволя и многие другие бытовые особенности.
Основой вооруженных сил Золотой Орды была гвардия нукеров, составлявшая наиболее верную часть войска хана, и войска монголо-татарских племён, пришедшие с Батыем из Монголии, а также племена покорённых кочевых народов: кипчаки, киргизы, казахи и др. Главную массу вооруженных, обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составили русские люди, выведенные из русских княжеств в количестве каждого десятого человека, что в числе имущественной дани составляло «тамгу» или «дань крови». Народ русских княжеств был поставлен поставщиком имущественной и живой силы. Центром управления русских княжеств в ставке Верховного хана было управление «Дерюги», ведавшее делами покорённых народов. При нём находился для различных поручений русский, так называемый ордынский князь.
Внутренние условия Монгольской империи требовали необходимых мер безопасности как от внутренней, так и от внешней угрозы. В среде ближайшего окружения великого хана находилось немало претендентов, не считавшихся с законностью наследования и готовых при первом удобном случае использовать все средства для захвата власти, в числе них одним из первых был младший брат Батыя - Берке.
Также Орде была необходима и защита от внешних угроз. В сторону Запада требовалась защита границ против Польши, Литвы и Венгрии. Для наблюдения и защиты границ в эту сторону Батыем по линии правого берега Днепра было образовано военное поселение из населения, выведенного из русских княжеств, к которому было присоединено уцелевшее от погрома население «чёрных клобуков» (каракалпаков). Поселение это прикрывало с запада территорию Орды.
В сторону соседних монгольских улусов, Верховного хана и среднеазиатского, были образованы военные поселения по линии рек Яика (Урала) и Терека. Наиболее тщательной обороны и защиты требовал улус Главного хана, Батыя, занимавший земли между подвластными ему улусами, ограниченными течениями рек Яика (Урала), Терека, Дона и на севере р. Иргиса.
В сторону северо-русских княжеств улус хана Батыя был отделён обширными лесными пространствами, включавшими течения рек Медведицы, Хопра и Вороны, и требовал также постоянного и прочного наблюдения. В то время когда Батый вёл завоевание русских земель, хан Среднеазиатского улуса покорил Кавказ, присоединил к своим владениям Армению и Грузию, и границы с этим улусом проходили по линии Кавказских гор и долины Дагестана. В состав пограничного поселения на линии Терека вошли народы: русские, Северного Кавказа, пятигорские черкесы и аланы. (Впоследствии из этих военных поселений возникли Днепровское (оно же Запорожское), Донское, Терское и Яицкое (Уральское) казачьи войска).
Наиболее прочная оборона главного улуса хана Батыя требовалась в сторону запада от течения Дона и северо-западных границ русских княжеств, так называемого «Червонного Яра». Полоса эта, богатая всеми средствами для оседлого населения, была непригодна для пастбищ скота. Этот район и послужил для расселения одной из значительных групп русского, выведенного с их родины, народа. Северо-западная полоса образовавшихся поселений, со стороны Рязанского и Мещерского княжеств, была укреплена искусственной оборонительной линией. Во главе всех военных поселений были поставлены тысячники, темники и баскаки монголо-татары. От центра Золотой Орды, Сарая, во все стороны на тысячи вёрст были установлены почтовые линии, для обслуживания которых было поставлено до 400000 лошадей и целая армия обслуживающего их персонала. По всем линиям были через 25 вёрст установлены «ямы», на которых находилось до 400 лошадей. Движение по ямским линиям производилось со скоростью до 250 вёрст в сутки. Конные сообщения дублировались пешими-скороходами, пробегавшими в день до 25 вёрст. На всех реках были установлены паромные и лодочные переправы, обслуживание которых производилось также русским народом, как и вся установленная система управления Золотой Орды.
По описанию Плано Карпини - французского монаха-путешественника - количество войск у Батыя было около 600000; в числе этого состава 150000 было монголо-татар и 450000 христиан и иных иноверных. Состав населения Золотой Орды состоял на ¾ из покорённых народов. Вооружённые силы формировались по национальному отбору, во главе каждой части ставились ближайшие начальники той же национальности. Но высшие начальники - тысячники, темники и баскаки - состояли из монгол. Вооружённые силы монгол делились на основную часть - тяжеловооружённых войск - и легковооружённые. Русские военные поселения также имели начальниками людей своей национальности, носивших название сотников, пятидесятников, десятников, урядников; во главе их стояли темники и тысячники - монголы. Несмотря на численное превосходство русских в вооружённых силах Золотой Орды, они представляли неполноценные, вспомогательные войска. Они составляли части лёгкой конницы, и средства их вооружения были те же, что и монгольской лёгкой конницы: лук, пика, ножи и др.; шлемов, панцирей и других защитных средств не было.
Одежда сохранялась свойственная русскому народу: кафтан, кожаные или меховые сапоги, восточного типа меховая шапка, что мало отличало их от одежды монгол. Военная организация, обучение и ведение боя находились исключительно в руках монгольских военачальников.
Лёгкая конница в составе монгольской армии составляла вспомогательное войско. Назначением этой конницы было: разведка, наблюдение, подготовительные действия перед боем, завязка боя. Лёгкая конница первой начинала бой, производила необходимые манёвры с целью лучшего использования деятельности тяжёлой конницы и главных сил.

Легкая конница монгол появлялась совершенно неожиданно перед частями противника, высматривала их расположение, производила тревогу и так же быстро исчезала. Главными условиями достижения побед монгольской армии была разведка, наблюдение за противником и собирание более полных сведений о его положении. Эти необходимые для победы задачи выполнялись легкой конницей, не имевшей отягчавших всадников тяжелых средств защиты. Легкая конница формировалась из состава покоренных народов, отличавшихся особыми свойствами степняков - подвижных, ловких, физически выносливых и привычных к верховой езде. Основу легкой конницы в составе монгольских войск составляли «казачьи» войска, состоявшие из племен сибирских орд «касахов» и Средней Азии - узбеков. После покорения этих племен монголами они вошли в состав их армии и появились с ними в пределах русских степей. «Казачьи» племена, пришедшие с монголами с востока, были или кочевники, или полукочевники. По количеству они были недостаточны, чтобы выполнять возлагавшуюся на них роль по охране образовавшегося обширного государства, почему выполнение свойственных ей задач было возложено на вооруженные части, составленные из русских поселений.

Племена сибирских казаков послужили образцом для образования вспомогательных войск из русского населения. В числе русского покоренного монголами населения, наиболее отвечавшим требованиям несения службы в составе легкой конницы, было население Приазовской Руси, народы Северного Кавказа и остатки половцев, которые и служили кадрами для формирования легких, вспомогательных частей конницы. Наименее пригодным населением для этой цели было лесное население северо-западных русских княжеств, которое большими массами выводилось из их пределов и вливалось в состав вооруженных сил монгол. Однако недостаток этот не мог служить непреодолимым препятствием для превращения людей в способных для ухода и обращения с лошадью, управлению ее и выработки в них качеств смелых и неутомимых наездников.
Молодежь, выводимая из русских княжеств, поставленная в условия полукочевого быта, быстро свыкалась с общей обстановкой, приучалась к постоянной связи с лошадью и превращалась в смелых наездников, способных «стрелами» носиться во всех направлениях обширной страны. Племена казаков во внутренней жизни хранили обычаи, полученные от своих предков времен героического эпоса: смелость, лихость и особые свойства наездников, отличавших их среди других народов. Среди всех восточных народов, отличавшихся свойствами лихих наездников, казаки служили примером. Среди восточных народов было распространено представление, служившее примером для конницы: действовать «по-казачьи». В записках Тамерлана сообщается: «Усвоивши манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов». В истории войны Тамерлана в Индии говорится: «Он превосходно знал все приемы вести войну по-казачьи». Среди европейских народов выражение «ездить по-казачьи» хранилось еще в XIX столетии. Французский историк пишет, что после свидания императора Александра I с Наполеоном в Тильзите «Наполеон сел на коня и с места понесся карьером по-казачьи». Поставленные в особые условия несения службы в мирное и военное время, русские усваивали навыки и сноровку ведения боя и действий в конном строю «по-казачьи», превращались в казаков и принимали их название. Русское население ставилось в пределах степной полосы в условия, при которых самим бытом и характером службы вырабатывались свойства всадников легкой конницы. Они расселены были в пограничных районах, где для службы требовалась зоркость, внимание, подвижность и инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали безопасное и непрерывное движение в стране. Вооруженные силы Золотой Орды, ее внутренняя организация, внешние и внутренние войны были «школой», в которой вырабатывались свойства «степной-казачьей» конницы.

По книге А.А. Гордеева "История казачества". Об авторе: потомственный донской казак Андрей Андреевич Гордеев, автор 4-томной «Истории казаков» (некоторые издания публиковались под названием «История казачества»). Гордеев родился в 1886 году на Верхнем Дону, в старинной станице Усть-Хоперской (ныне в Волгоградской области). Происходил он из известного казачьего рода казаков-хоперцев, которые пользовались славой в Донском казачьем войске и стали одними из основателей Кавказского линейного казачьего войска, его Кубанской части.

казаки, Православие, история, русские

Previous post Next post
Up