Два марша

Nov 07, 2006 16:03

Читая и слушая всё, что писалось и говорилось накануне 4 ноября, сделал я для себя только один вывод: я хочу увидеть это своими глазами.
Увидел.

Девичье Поле (Русский Марш)

Сначала, как вступление - Кольцевая линия, примерно 10:40. Мобильники не ловят даже там, где прием был всегда. В каждом вагоне по 2-3 милиционера. Скучают, в «моём» вагоне от нечего делать минут пять приводили в чувство подвыпившего мужика. На станции «Комсомольская-кольцевая» явно за сотню потенциальных «маршевиков» (некоторых узнал по юзерпикам), при них изрядно милиции. Тупик у бюстика Ленина, как и было предсказано, перегородили, только не металлическими конструкциями, а красно-белой ленточкой и двумя правоохранителями при ней.
К скверу у памятника Толстому подошел со стороны Смоленской площади. Оцепление в два ряда, ОМОН в шлемах и наколенниках, в небе - вертолет, всё серьезно. 11:50 трибуна пока пуста, из динамиков - Кинчев, «Светлая Русь». Площадка перед памятником размером примерно со Славянскую площадь, заполнена не равномерно, но целиком. Говорят, что толи треть, толи половину «маршевиков» «менты свинтили по дороге». Много молодежи, подростков, в толпе рассекают «готичные» девушки с обильно пирсингованными физиономиями. Флаги НДПР, ДПНИ, «Народной Воли», очень много флагов.
В 12 начали. Бабурин, Алкснис, Макашов, Савельева, какая-то актриса с Украины и т.д. Ораторов почти не слушают (исключение - Курьянович). Впрочем, если выступление заканчивается «Слава России!», площадь подхватывает дружно и мощно. Макашов зачем-то начал перечислять заслуги кавказцев перед русской армией. Крики из толпы: «Долой Интернационал!»
Вышел кто-то, кажется, от «Родины», заговорил о Православии. Молодняк с флагами НДПР и ДПНИ зашевелился: «Мы не православные - мы русские!» И тут же, в несколько десятков молодых глоток, перекрывая оратора: «Русские! Русские! Русские! Русские!» Так было всякий раз, когда хоть как-то упоминалось Православие, орали яростно, истошно, с надрывом.
Для кого-то может и ничего особенного: мероприятие-то светское, вот ребята и напомнили.
НО:
1. Это было чистой воды «затыкание ртов». Очень ценно в свете разговоров о единстве.
2. Представим, что православные вели бы себя точно так же. Бурным ликованием встречали каждое слово религиозной первооснове праздника, скандировали, скажем, «Третий Рим!». Что получилось бы? Не уверен, что драка, но точно - диспут «кто кого переорет» или два разных митинга. «Не выходит чаша».
3. Хорошо бы хоть немного понимать, как выглядит в глазах верующего человек, которого от самого слова «Православие» корчить начинает.
4. В общем, так или иначе, эти несколько десятков горлопанов постарались, что бы люди без партийных повязок НДПР на рукаве почувствовали себя «на не совсем своём празднике». Предположим, что это просто эксцессы, ага.

Не хотел влезать в эти разборки, но тут уж как-то всё слишком рельефно, посему пара мыслей по поводу:
1. Русский националист может не быть православным, он может (с формальной т.з.) даже полагать Православие «пройденным этапом», чем-то, оставшимся в прошлом, но не уважать это прошлое он не может. Если же это прошлое для него чужое и враждебное - он не русский националист. Разговоры о «рождении нации» (если понимать под этим метафору нового этапа русской истории) дело спорное, но не плохое, пока они не переходят в идеологию новой нации, свободной от всякой сыновней почтительности к предшествующим поколениям. Никого «единства» при таком раскладе не получится: две нации - два национализма.
2. Есть ситуация в которой поиск компромисса столь же труден по религиозным, этическим и каким угодно причинам. Это - отношение с, условно говоря, «радикальными советскими». Не с теми, кто считает советский период самым плодотворным в истории нашей страны, а с теми, для кого «наша страна» - это только и исключительно СССР. Тяжкие в общении люди, но человека с подобными убеждениями можно встретить почти в любом цеху, в любой деревне, в любом научном коллективе, почти везде, где собралось более десятка русских. И, идя на тот или иной компромисс с ними, понимаешь, что протягиваешь руку значительной части своего народа, причем, именной той, которая «кует и жнет», которой всякий по гроб обязан. А кто и чем обязан молодым «севастьяновцам» или тем паче самому Севастьянову? Конечно, «актив» (любой) - штука ценная, но, повторюсь, моральный стимул для поиска согласия у разных частей русского движения при таких раскладах просматривается слабо.

Тем временем митинг продолжался. Микрофоны барахлили. Белов время от времени залезал на кабину грузовика и осматривал площадь. Выступавшему Милитареву (militarev) задорно напоминали о его национальной принадлежности. У каменного Толстого размахивала флагом «Славянского Союза» ярко накрашенная девушка. Кто-то толи «сделал ручкой» фотокорам, толи свастику нарисовал. Бабурин долго и основательно отчитывал провокатора, выразив надежду, что ему станет стыдно за те 200 долларов (ставки что ли такие?), которые были получены за дискредитацию РМ. Под финиш в толпе стал ходить бородач, приговаривая: «Сейчас выкликаем Белова, потом Севостьянова». Главный по ДПНИ у них в роли недо-Севостьянова. Повезло человеку. Бабурин объявил митинг закрытым. Укоризненно сказал в микрофон: "Саша, есть же договоренность". Пошло скандирование: «Бе-лов! Бе-лов!». Я отправился к метро. Севостьянова я уже слышал.

Славянская площадь (Правый Марш)

13:50, тот же Кинчев из динамиков. Сквер за памятником Кириллу и Мифодию обильно усеян милицией и дружинниками. Народу в начале немного, но где-то к 14:30 соберется полная площадь, т.е. количество как минимум сопоставимое с участниками РМ. Хмурые бородачи, строгие прихожанки, молодежи тоже много, подростков, впрочем, нет.
На мой субъективный, собирать митинг имеет смысл для демонстрации реального единодушия. Митинг - это смотр, такой же как для армии парад, явление миру «сплоченности рядов» и всего такого.
С этой точки зрения, ПР-2006 удался.
Свои среди своих. Простите за банальность, «атмосфера единения» трибуны и площади. Энергично выступил Некшич, затем Осипов (настоящий старейшина русского движения, глава Союза «Христианское возрождение»). Ораторов слушают, и это их заметно вдохновляет. Даже те, кого у микрофона малость «переклинивает», выглядят молодцами, всё тот же фактор «атмосферы» помогает. Из ЖЖистов выступали: Володихин (volodihin), Малер (arkadiy-maler), Фролов (kirillfrolov), Бражников (bazia), кажется ещё кто-то.
С РМ поспел Бабурин, произнес модификацию своей речи на Девичьем поле. Следом - Курьянович.
Было объявлено, что Православно-Патриотический комитет (ППК) распущен не будет. Конечно, можно посетовать, что вот опять создается очередная карликовая структура с замахом «объединить всех русских патриотов». Но теоретически, путь создания множества небольших организаций может оказаться не таким уж тупиковым и вот почему:
1. Появление каждого нового «фронтмена» может привлечь какое-то количество новых людей, внешних по отношению к патриотической тусовке (для кого-то был неприемлем, скажем, Хомяков, но приемлем Володихин).
2. Спадает напряжение, связанное, с амбициями и взаимными обидами «генералов».
3. Осталось только подвигнуть «вождей» на непрепятствование или даже поощрение перекрестного членства и мы получим вожделенную Всеобщую Национальную Сетевую Структуру. Захочет лидер, условно говоря, «Союза за всё хорошее» заявить, что в «Хорошем Союзе» и «Союзе Хороших» окопались масоны и предатели, а ему из зала: «Нормальные там русские люди, знаем их, состоим даже». А там, глядишь, и до координации усилий на постоянной основе (в масштабах несравнимых с нынешней) дело дойдет.

Площадь «работала»: собирались подписи, раздавалась и продавалась периодика, кто-то записывал телефон соседа, эти люди придут ещё.
Журналистов присутствовало изрядно. И с камерами и с фотоаппаратами. Не могу сказать, что отследил весь информационный поток, но, похоже, по «ящику» о «Правом Марше» не было ни слова, в то время как сквер Девичьего поля и Болотную площадь показывали по всем каналам. Как-то не вяжется с обвинениями в адрес ППК в «проплачености» и «лоялизме» …

Не моё дело приговоры выносить, но «Правый Марш» выглядел, как минимум, куда более организованным и «маршевым» по ощущению, чем РМ. Взгляд, конечно, небеспристрастный. Справедливости ради отмечу, что собрание у каменного Толстого оказалось «сборной солянкой» из двух по-разному организованных очень разными людьми акций, что не могло не повлиять.

политика

Previous post Next post
Up