Байкало-Амурский тур. Часть IX. Тында - маленькая столица (21.03-22.03)

Apr 14, 2017 12:20








Тында - город Амурской области России (статус города присвоен в 1975 году). Расположен на одноимённой реке, относящейся к Амурскому бассейну, в 839 км от Благовещенска на высоте более 500 м над уровнем моря. Крупный транспортный узел на северо-западе Амурской области, в котором пересекаются линии Тайшет-Ургал и Бамовская-Беркакит. Неофициальная столица БАМа. Население - 33 450  чел. (2016 г.). Находится на той же широте, что и Москва. Разница во времени с Москвой - плюс 6 часов.

По одной из версий, название восходит к эвенкийскому "тэнда", корень которого "тэн-" переводится как "ровный перевал", "лес на ровном водоразделе", "берег террасовый", а производное "тэнди" означает "береговой". "Тэндэ" - место, где пасут оленей.
Впрочем, у меня перед поездкой были более чем скромные познания о Тынде. Собственно, я только и знал, что это маленький городок на перекрёстке железных дорог, откуда можно доехать почти что вглубь Якутии - в города Нерюнгри и Томмот (обожаю палиндромные названия). Приятной неожиданностью для меня стало наличие в городе полноценного аэропорта. У него довольно интересная история, и местные им очень гордятся.
Тында является моногородом из-за одного градообразующего предприятия - железной дороги. Как и в случае с остальными населёнными пунктами на магистрали (кроме, может быть, всё тех же Братска и Комсомольска-на-Амуре), именно Тында строилась для БАМа, а не БАМ для Тынды.








А начались мои приключения с железнодорожного вокзала, где мне предстояло переночевать. Но, разумеется, не на скамейках зала ожидания, а в комнате отдыха. Но получилось так, что половину ночи я провёл сидя на скамейке, ведь когда я приехал на поезде в Тынду, сна у меня не было ни в одном глазу, так как спал почти всю дорогу. И вот на вокзале я сначала смотрел по телевизору трансляцию телеканала "РЖД-ТВ", по которому совершенно случайно показывали передачу про БАМ. А затем редактировал фотографии на ноутбуке. Где-то под утро меня уже начало клонить в сон, и я наконец-то снял комнату отдыха на три часа, из которых проспал всего лишь два.



1. Вид на ночной вокзал. Было свежо, зато без ветра. Погода в Тынде меня явно щадила.
Перед прогулкой я оставил вещи под присмотром моих попутчиков, которым предстояло два часа ждать поезда на Сковородино.




2. Виктор Петрович Мирошниченко - Герой Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны, служил в железнодорожных войсках, в том числе здесь, на Дальнем Востоке.




3. Утро на Привокзальной площади. 8:15 по местному времени.
Паровоз, установленный в 2004 году в честь 30-летия БАМ.




4. На дворе 22 марта. Но в Тынде до сих пор поздравляют женщин.




5. Иду к пешеходному мосту через реку Тынду. Это самый близкий путь до центра.




6. Оглядываюсь на вокзал. Как позже мне покажется, это едва ли не самое интересное и привлекательное здание города.




7. Мост, как видно, пешеходно-технологический.




8. Лестница у начала моста куда-то вниз.




9. Протискиваясь между толстых труб, пытался фотографировать с моста.




10. Река Тында. Автомобильный мост находится на значительном удалении отсюда. Так что на транспорте приходится делать солидный крюк, если ехать от вокзала в город.




11. Городской берег.




12. Монументальный дом на Профсоюзной улице.




13. Фонтан на Верхненабережной улице.




14. Там же, рядом.




15. Профсоюзная улица. Слева - вход в городской парк.




16. Собственно, парк.




17. В целом, мрачно и уныло. Не сравнить с городским парком в Северобайкальске.
Но зато здесь колесо обозрения работает.




18. Два аттракциона вместе.




А дальше у меня были довольно странные ощущения. Что-то похожее на дежа вю.

19. Вот иду, например, по этой улице, а ощущение такое, будто нахожусь в Москве.




20. А эта школа - ну точь-в-точь как наша гольяновская! Даже сосна рядом с ней похожая стоит.




Было ложное предчувствие, что через пару дворов будет мой дом. Я просто зайду в свой подъезд, поднимусь к себе в квартиру, упаду на диван и вырублюсь на несколько часов. А потом проснусь, взбодрюсь и пойму, что всё это мне приснилось. Не было никакой Тынды, никаких Таксимо, Братска, Нижнеангарска и Красноярска.

21.




22. Наверное любой магазин на моём пути можно было назвать "Желанным".




23. Сюрреализм продолжается. Ещё один московский дом. Я понимаю, что это типовой проект, но подобные дома я только в Москве и видел. Или где-нибудь в Одинцово.
Кстати, если вас зовут Аня, то непременно езжайте в Тынду! Будете окружены любовью :)




24. А вот этот дом временно вернул меня в Северобайкальск.




25. И ещё встретился неожиданно кирпичный Центр детского творчества.




26. А вот я снова оказался то ли в Беляево, то ли в Тропарёво-Никулино. Да ещё и улица Профсоюзная.




27. Улица Красная Пресня.
Уж если не внешний вид кварталов, то названия улиц нет-нет, да обязательно напомнят о Москве.




28. Переходя улицу, увидел такую достопримечательность на разделительном газоне. И её не так-то просто было разглядеть! Скульптура установлена на каком-то неприметном столбе в 10 метрах от перехода. На фото трудно представить масштаб, но могу уверить, что эта фигурка была довольно мелкой. Меньше, чем здесь может показаться.




29. Красная Пресня. Ещё один "московский" дом. Всё это было словно пародией на московские спальные районы. Одно лишь НО: у всех домов будто бы срезали верхние этажи. Обычно в домах такого типа не меньше 14-16 этажей.




Как я уже выяснил приехав домой, аналогии с Москвой вовсе не случайны. Ведь именно москвичи строили Тынду в годы строительства БАМа. Отсюда, видимо, столько сходств в планировке и архитектуре.
Но тогда я этого не знал, отчего было ощущение какого-то урбанистического сюрреализма.

30. Дорожки к детскому саду "Золотая рыбка".




31. Октябрьская улица. Туалет возле автостанции. А что, вполне себе достопримечательность! Поярче многих домов здесь :)




А затем начался главный квест в Тынде.
От автостанции я рассчитывал доехать на автобусе до аэропорта. Но на автостанции сказали, что автобусы в аэропорт не ходят. Как так??? - думаю. Звоню в аэропорт, спрашиваю, как до них добраться. "На такси или личном транспорте" - ответили мне. "Опаньки! - удивляюсь я, - А сколько примерно будет стоить такси?" - "Рублей триста, не больше". С ума сойти! Чтоб в аэропорт, и не ходил общественный транспорт? Быть не может... Но делать нечего, звоню заказываю такси. "600 рублей" - называют мне тариф. Чего??? 600 рублей такси в Тынде? Что за наглость?! Звоню в другой таксопарк: "550" - говорят там. Да уж, намного дешевле... Но на тот момент я уже прикинул, что только на звонках потрачу минимум рублей двести, пока найду такси с относительно низким тарифом, и поэтому пришлось ехать за 550 рублей. Это меня немножко покоробило. 550 рублей такси да аэропорта в Тынде, обалдеть! И ладно бы аэропорт был далеко, а всего-то 16 километров от города! И в итоге доехали-то за каких-то 15 минут! У меня нет слов... Как тут не вспомнить ситуацию в Ставрополе. Те же грабли.

32. Трасса А-360 "Лена". Еду на такси в аэропорт.




33. И вот я вышел у аэропорта. У меня было ещё целых два часа в запасе, поэтому ходил не спеша, фотографировал.




34. Памятник самолёту в сквере перед аэропортом. Подобраться поближе к нему, чтобы узнать модель, не смог, так как снега было по колено.




35. Выглянуло солнце, и скверик стал красочнее.




36.




37. Здание аэровокзала.




38.




39. Этот кадр стал последним в Тынде перед отлётом, так как в самом здании аэровокзала мне строго-настрого запретили фотографировать. Поэтому, увы, кадров внутреннего устройства аэровокзала не будет.




Вообще персонал аэропорта напоминал мне чересчур прилежных учеников, неукоснительно соблюдающих все правила и предпочитающих лишний раз перебдеть. Обыскивали по полной, скрупулезно проверяли все электронные устройства (заставили меня вытащить ноутбук и терпеливо ждали, когда он полностью включится), заставляли снимать ремни и ботинки. Оно вроде бы правильно... Но, чёрт побери, это же всего лишь аэропорт в Тынде! Где два рейса в неделю, где ни нормального сервиса нет, ни больше ничего! Самая что ни на есть пародия на аэропорт. Какие ещё террористы?! Что они здесь могут забыть?

Впрочем, об аэропорте не хочется говорить пренебрежительно, так как у него весьма интересная и славная история. Но об этом я расскажу в конце текущего повествования.

А пока продолжу о своей регистрации на рейс. Регистрация тоже проходила забавно. Во-первых, табло рейса было в виде чуть ли не школьной доски с мелом, и на нём был только один рейс в Хабаровск. Собственно, он и есть один-единственный. Во-вторых, не было привычных движущихся лент для багажа. Просто на багаж вешали на веревочке смешную бирку с текстом от руки, и с этим багажом надо было тащиться чуть ли не до самого самолёта. До которого, кстати, надо было идти просто пешком по аэродрому. А чего, собственно, бояться? Кроме нашего самолёта больше ничего и не стояло на аэродроме.
Сотрудница полиции, проверявшая мой паспорт перед выходом на посадку, страшно удивилась, что я проживаю в Москве. Она словно пыталась понять, в чём же подвох. И это было забавно. Похоже, жителей столицы очень редко заносит в те края.

Полёт выполняла авиакомпания "Аврора", и лететь предстояло на небольшом самолётике Q400 (см. иллюстрацию с сайта aviaport.ru в конце записи). Он был чуть побольше, чем тот, на котором я летал из Красноярска в Кызыл, но и здесь было ощущение, что едешь в автобусе.

В целом, полёт прошёл нормально, если не считать получасовую задержку перед взлётом и раздражающий голос стюардессы (почему-то именно она, а не пилот, сообщала всю информацию по микрофону во время полёта), похожий на голос Светланы Немоляевой, помноженный на Чипа и Дейла.

В полёте удалось сделать несколько симпатичных кадров.

40.




41.




42.




43.




44.





В завершение - немного биографических фактов про аэропорт Тынды.

Свою историю аэропорт начал как взлётно-посадочная полоса в годы Второй мировой, когда здесь заправлялись американские самолеты, прилетевшие с Аляски.
Как аэропорт открыт в 1965 г. Изначально представлял собой крохотный пятистенный деревянный домик. Одну его половину занимали зал ожидания, радиобюро и касса. В другой половине жил со своей семьей сторож. Тогда, до начала семидесятых, раза два в месяц прилетал самолет АН-2 с людьми и почтой и этого, по выражению начальника аэропорта, радиста и кассира одновременно Александра Михайловича Шмарловского, хватало.

Внутреннее убранство аэровокзала по своему виду не очень отличалось от внешнего вида. На общем фоне снующих пассажиров нельзя было отличить работников авиапредприятия, поскольку ни один из них, кроме начальника аэропорта не был обеспечен форменной одеждой. На всех рабочих местах царила простота, граничащая с убогостью. Персонал по техническому обслуживанию воздушных судов ютился в двух передвижных строительных вагончиках. Не было создано минимальных условий для труда диспетчеров служб управления воздушным движением и метеобеспечения. На аэродром была поставлена неотлаженная снегоуборочная техника и, как следствие, очистка взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона производилась, как и в старые добрые времена, с помощью "волокуши".

С 1988 г. по 1992 г. была произведена реконструкция со строительством аэровокзала, который включал в себя терминал с пропускной способностью 100 чел. в час, кассовый зал, буфет, зал ожидания на 500 мест, комнаты отдыха, навигационная, метеослужба и пр. отделы. ВПП была увеличена до 1923 метров (по проекту до 3000 м)

В общем, кому интересно подробнее узнать историю аэропорта - ссылка на сайт аэропорты Дальнего Востока. По мне, так довольно познавательно.

UPD: Чтобы перейти к следующей части повествования, воспользуйтесь ссылкой:
Байкало-Амурский тур. Часть X. В Хабаровск по зову ностальгии (22.03)

услуги, фото, самолёты, конфуз, воспоминания, Дальний Восток, архитектура, факты, двор, разрыв шаблона, отпуск, река, #Тында, b-a, весна, интересное, поездки, приколы, великие люди, памятники, красота, БАМ, Тында, природа

Previous post Next post
Up