"Территория" (Россия, 2015 г.)

Dec 17, 2015 11:23

Фильм о нелёгком быте отважных геологов-золотоискателей мне рекомендовали посмотреть ещё весной, во время премьеры новой картины Александра Мельника на больших экранах. Знакомые "Территорию" нахваливали, говорили о хорошем визуальном ряде, отмечали великолепную игру непопсовых актёров, говорили об идеологически правильном нравственно-патриотическом посыле. Да и по трейлерам казалось, что уж такой-то фильм мне придётся по душе. Ведь тема покорения Русского Севера, красивые виды таёжной и полярной природы, - вызывают у меня искренний и неподдельный интерес. Это можно заметить хотя бы по моим отпускным предпочтениям.




Однако вновь меня постигло разочарование...

Уже сцена с бегущим по льду нудистом настроила на пессимистический лад. Никак я не ожидал увидеть обнажёнку в фильме про полярников-геологов (!). И подобная сцена здесь далеко не единственная!

Главный жирнющий минус, сразу же бросившийся в глаза, - неоправданно затянутый хронометраж. И ладно бы было живое и динамичное повествование, так ведь наоборот - показывается совершенно тягомотная и слишком размеренная картина. Нет цельности сюжета. Отдельные сюжетные ответвления вместе с множеством неубедительных персонажей разбегаются как тараканы. По сути, действа никакого нет. Фильм можно было завершить в любой момент, и это бы никак не повлияло на общее впечатление (хотя сжатый вдвое хронометраж впечатление бы даже улучшил). Диалоги/монологи также безнадёжно унылы.





Природа, безусловно, красивая. Виды такие, что просто не подберёшь эпитетов - смотри да восхищайся! Пожалуй, это едва ли не единственное, что в фильме хоть как-то цепляет. Однако даже природа получилась чересчур глянцевой. Смотришь красивые подкрашенные картинки, и всё равно воспринимаешь как искуственные декорации. Суровость Севера в них не чувствуется совершенно. Не думал, что когда-нибудь буду ставить в пример "Левиафан" Звягинцева, однако же в том скандальном фильме суровая северная природа была изображена куда убедительнее. Беспощадная и величественная красота земли Кольской показана настолько достоверно и завораживающе брутально, что мороз по коже пробирал. Да что тут лишний раз объяснять, если я лично загорелся идеей поехать в Териберку и в итоге поехал! Поехал и всё увидел собственными глазами! И явил читающей публике фотографии той самой Териберки, показанной в "Левиафане". Согласитесь, такое могло случиться благодаря очень сильным впечатлениям от просмотра, не так ли?
А вот "Территория" меня ни к чему не сподвигла. Ибо слишком глянцево и фальшиво.

Обнажённая якутка в тайге - это вообще сильный ход! Нет, против красивой обнажёнки ничего не имею: фотомодельная молодая якутка действительно хороша, ничего не скажешь... Но в тайге?! Не боясь свирепого и беспощадного гнуса? Всё как в известной рекламе: "Москитол, сынок"?

Персонажи получились крайне невнятные. Большая часть из них непонятно вообще зачем нужна для сюжета. Например, показывают какого-то якута, закадровым голосом пытаются объяснить, что это какой-то непростой и интересный персонаж, озвучивают какие-то его мысли, но... И всё! На этом всё и закончится! Что монгол, что некто рыжий, что очкарик, что бородатый, что лысый, что ещё куча какого-то серого и незапоминающегося народа, - все они будут просто иногда мелькать в кадре, совершенно никак не влияя на сюжет (которого, впрочем, и нет вовсе).

Игорь Чинков в исполнении хорошего актёра Константина Лавроненко (обладателя Золотой пальмовой ветви, что не хухры-мухры!) неожиданно разочаровал. Зачем он здесь?! Вообще непонятно! Запоминается Чинков лишь пафосно брошенной репликой "Территорию я вам не отдам" в начале фильма, а также навязчиво-неубедительными свитером с бородой, да и постоянным бурчанием на протяжении большей части фильма. А ведь закадровый голос представлял нам его как очень значимого и важного героя. Но на деле видишь какого-то мутного и пафосного персонажа второго плана.
Про Егора Бероева вообще молчу. Суровый мужик из него в принципе никакой, так ещё и с гримом беда: ну почему у него такие идеально белые и ровные зубы? Почему борода на его лице смотрится как старательно прилепленный реквизит? Совершенно фальшивый образ.
Но больше всех раздражала журналистка. Это просто полный кошмар! Сыграть такого раздражающего и нудного персонажа, которому, по идее зритель должен был симпатизировать, надо было умудриться!

Единственный здесь хоть сколько-нибудь живой и внятный персонаж - это Андрей Гурин, которого сыграл Евгений Цыганов ("Питер FM", "Неадекватные люди"). На него было приятно смотреть. Мне вообще этот актёр очень приятен: он симпатичен внешне, голосом, а также умеренной эмоциональностью. Только ему одному хотелось хоть как-то сопереживать, несмотря на откровенное пижонство и бахвальство в его исполнении. Есть одно НО. Андрей Гурин не выглядит человеком того времени. Складывалось впечатление, что его прислали в советское прошлое из наших дней. Зато, повторюсь, персонаж хоть сколько-нибудь живой и цельный.

Адаптация, как мне показалось, в фильме в принципе не удалась. Все люди выглядят слишком современно. Нет, ну правда: можно съездить даже в относительно приличные города, такие как Мончегорск, Усть-Камчатск, Салехард, и увидеть точно таких же людей. Да если бы мне и не сказали, что всё происходит на заре 60-х, я вполне мог подумать, что это наши дни.

Я постоянно посматривал на таймер и с грустью констатировал, что прошла только четверть, треть или половина фильма. Уже почти с самого начала было понятно, что "Территория" так и закончится ничем. Но я заставил себя досмотреть, дабы не получилась рецензия в стиле "мне Рабинович напел".

Ну а итог мой таков.

Вялая пропаганда в глянцевой форме. Нелепая попытка привить чувство патриотизма. Северная природа в кадре, пафосные речи героев, обязательное упоминание полёта в космос Юрия Гагарина, - всё очень явно намекает нам: любите Родину, мать вашу!

И кстати, я не считаю, что сама по себе попытка идеологически неправильна. Наоборот, современному россиянину, мало знакомому что с историей, что с географией своей страны, было бы очень неплохо узнать о славных и важных моментах истории Отечества. И заодно понять, что познание мира не ограничивается поездками "all inclusive" на популярные курорты и однообразными экскурсионными турами в комфортабельные страны.
Но попытка, повторюсь, очень вялая и фальшивая.

А ведь совсем несложно было сделать чуточку лучше. Тем более, что книга Олега Куваева, по которой снят фильм, получила существенно больше положительных отзывов. Уверен, в ней всё намного интереснее и понятнее.

5 из 10.

Крайний Север, Заполярье, отзывы, кинорецензии

Previous post Next post
Up