Накроет ли Беларусь всемирный бум подросткового чтения?

Feb 12, 2016 00:14

Сегодня, 11 февраля, в рамках ХХІІI Минской Международной книжной выставки-ярмарки Гендирекция Московских международных выставок-ярмарок, проект «ЗаЧтение» и мы, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, провели круглый стол под названием "Накроет ли Беларусь всемирный бум подросткового чтения?"

А теперь -- правда. На самом деле никакого круглого стола не получилось, потому что усадить шестьдесят человек за круглым столом было бы невозможно, плюс ко всему неожиданно согласились прийти подростки, а их тоже за круглый стол не усадишь.
Да и прекрасное помещение, предоставленное проектом "Счастье есть" совершенно не располагало к официозу, а располагало, наоборот, к неформальнвм посиделкам.





Огромное спасибо Наталье Чавко за приют и уют. Счастье есть :)
Вот она, гостеприимная хозяйка сегодняшего вечера, берет автограф у Маши Бершадской.


Готовясь к круглому столу, я провела небольшой опрос в Гимназии №13 города Минска.
Что вы читаете чаще всего ?
(Ответ "интернет" подразумевает не книги в электронном виде, а именно интернет-ресурсы, включая социальные сети)


Как видите, пятые и шестые классы довольно активно читают журналы, у старшеклассников они выпали из жизни.
И первый наш вопрос был о том почему это происходит? Нет журналов, поэтому не читают? Или не читают, потому что нет журналов для этого возраста?
Вопрос, кстати, так и остался открытым :) Но по вялой реакции подростков мы поняли, что им это неинтересно. Шестиклассники сказали, что любят бумажные журналы, потому что в них есть постеры, а в электронной версии журнала постеров нет. Больше ни одного преимущества бумаги перед электронной версией они назвать не смогли. Возможно, бумажные журналы для старшеклассников действительно умерли как класс...
Про газету "Переходный возраст" присутствующие подростки знали, про журнал "Бярозка" -- нет.
Ну и понятно, что чем старше школьник, тем больще времени он проводит в сети, это хорошо видно на диаграмме.

Где вы берете информацию о книгах?



Наглядно видно, что если в пятом классе подростки еще готовы читать то, что предлагают родители, то к старшим классам, родительский авторитет рушится и уходит в интернет.  И в библиотеке, как видите, старшеклассники не появляются вовсе.

Ну и, наконец, список книг, который по моей просьбе написали школьники.
Какие книги вы прочли за последнее время?
(Школьная программа не учитывалась)


(Вторая строчка льстит самолюбию, но это "Гимназия №13" обеспечивает нам популярность в конкретной Гимназии №13. Приятно, но субъективно)


Эта самая приятная часть исследования, потому что шестиклассники назвали 130 книг! Я обязательно обработаю этот список и выложу его в красивом виде. На диаграмме верхние 15 позиций.
Привожу их для того, чтобы был виден разброс в жанрах, авторах и вообще во всем.
В девятых и десятых классах еще меньше совпадений, самая популярная книга "50 дней до моего самоубийства" набрала пять голосов.

И вот теперь я заканчиваю вступительную часть и перехожу к итогам нашего разговора:
1.  У сегодняшних школьников нет канона для чтения. Каждая следующая анкета давала мне новые книги. Каждый из них читает свое.
Они не хотят обмениваться мнением о книгах (Зачем??? Какая мне разница, что он прочитал, я читаю свое!)
Рекомендательные списки вызывают однозначное отторжение.
Где находят информацию о книгах в сети?
  • Паблики Вконтакте
  • Видеоблоги
  • Цитаты из книг, которые попадаются в сети
2. Если подростки 5-6 класса еще ходят в библиотеки, то старшие нет. (Зачем? Скачать проще и быстрее! Я приду, а там библиотекарь такая сидит (очень похоже изображает библиотекаря, которая "такая сидит")... Я приходила, а книг которые интересны, там нет... Зачем вообще сейчас библиотеки?)
Вывод: В существующие библиотеки нынешние подростки не пойдут.
Что их может туда вытащить?
  • Лидеры мнений, блоггеры
  • Интересные люди
  • Интересный библиотекарь
3. В магазинах с продажами подростковых книг тоже сложно. Продавцы говорят, что подростки стесняются спрашивать и говорить о том, что бы им хотелось почитать. Родители катастрофически занижают способности собственных детей и панически боятся современной литературы. Сами подростки говорят что в магазин идут только после того, как найдут конкретную книгу в интернете. То есть роль продавцов-консультантов в продажах подростковой литературы практически на нуле.

4. Подростки не смотрят на фамилию автора, им совершенно безразлично, перевод они читают, или оригинал. Они не "предпочитают" зарубежную литературу, они читают то, что им интересно, и то, о чем они могут добыть информацию. Белорусских авторов не знают.
Присутствующие познакомились с Рублевской, Шейном, Гапеевым, Бершадской, Сивец.
Только ради этого стоило устраивать эту встречу.

5. Наши подростки читают мировой список бестселлеров. Она самые читаемые книги для молодежи по версии LiveLib


Жирным шрифтом выделены книги, которые назвали и наши гимназисты.
Хорошо это или плохо?
Можем ли мы изменить этот список?
А главное, нужно ли нам, взрослым, вмешиваться и пытаться влиять на то, что читают современные подростки?

У нас нет однозначного ответа на эти вопросы. Но вот, что выкристализовалось после полуторочасовго разговора.
Мы не может заставить их читать, то, что нравится нам, но мы можем создавать культурную среду, вращаясь в которой подросток будет узнавать в том числе и о книгах.
Как только в жизни подроска появляются хорошие учителя (Анна Северинец, Маргарина Ивановна Пашун из 13 гимназии), подростки начинают читать. Если они попадают в интересную компанию (проект "Культурное общество" студии С.И.Т.Р.О) они начинают читать, если родители дома читают, читают и дети.
А еще очень важно не давить, не лезть в душу со своими рекомендациями.
(Вы предложите мне книгу, скажите, что я могу ее прочесть, а я сама решу, буду ли читать)
Как сказала девушка Полина: "Для того, чтобы перейти к классике, мне нужно было насытиться подростковыми книгами" и по ее же меткому выражению "Чем раньше человек начнет читать этот список (см. выше), тем раньше он перейдет ко взрослой литературе."

Так что план такой:
1. Создаем культурную среду. В Минске для этого уже очень многое делается. Есть проект "Зачтение", есть фестиваль "Город и книги", есть Таня Пузыревич с "Сундочком детских книг" и проектом "Человек читает", есть "Коллекция приключений" и студия С.И.Т.Р.О. с уникальным опытом создания творческой, свободной среды для подростков.
Есть театры, есть музеи, есть выставки и концертные залы.
Не хотят говорить о книгах -- не надо. Есть масса других вещей, о которых можно поговорить, а книга -- это одна из составляющих культуры. Не единственная.
2. Рассказываем о любимых книгах в интернете.
3. Внимательно слушаем подростков. Они сами расскажут, что им нужно. Но нам всем очень не хватает умения разговаривать друг с другом. Взрослые давят, подростки стесняются и мгновенно уходят в гаджеты. Вот о чем мы теперь с Андреем мечтаем, так это о клубе, где подростки и взрослые будут учиться разговаривать друг с другом. О чем угодно, но я уверена, что дойдем и до книг.

В заключение, хочется сказать огромное спасибо всем, кто откликнулся и пришел.
И отдельное спасибо Елене Ярмолович за фото. Кто еще может похвастаться тем, что фотографировал мероприятие лучший поэт-песенник страны :)



Мария Бершадская



Людмила Рублевская и Татьяна Пузыревич



Полина -- умница и красавица



Валерий Гапеев



Наталья Медвель (блог "Маленький читатель")



Прекрасный учитель Анна Северинец со своими учениками. Ученики читают книги Маши Бершадской :)



Ирина Тузина (Коллекция приключений), Татьяна Сивец, Людмила Рублевская, Татьяна Пузыревич



Маргарита Ивановна Пашун (Гимназия №13), Вика Хомич (Зачтение).



Корреспонденты газеты "Переходный возраст"









Два видеофрагмента от Дмитрия Гасина.

image Click to view


image Click to view



Огромное спасибо всем, кто пришел!
До встречи на фестивале "Город и книги", который пройдет 1-2 апреля. На нем мы очень хотим поговорить о детских книгах и театре.


круглый стол, Накроет ли Беларусь всемирный бум подрос, Книги для подростков

Previous post Next post
Up