Мама-ев курган

Jul 20, 2010 21:01




В поезде жар поступал со стороны окна, поэтому я его забаррикадировал и жара отступила, скотомизировалась, но каменную бабу я пропустил, не увидел, хотя железнодорожные пути у самой изнанки кургана проложены, неважно, впрочем. Куда существеннее, что она не подчиняет своему ритму и своей устремлённости город, её, де, мало откуда видно, с Волги, в основном, или в близлежащих районах, хотя Мамаев курган высится примерно посередине растянутого вдоль реки города.






Почему-то в фантазиях, отстраивающих внутреннюю географию фантазма, она стояла спиной к Волге; мне казалось, что холм должен накатывал на реку точно волна, точно цунами, на верхотуре которой и должна стоять, каменным фонтаном каменная баба.
Но в реальности всё оказалось скучнее. Начало кургана выглядит будничным, скучным. Мимо бегают трамвайчики и промежуточность выглядит как побритая промежность. Киоски какие-то. Жара, конечно же. Даже не жара, жар.



Хочется пить, хочется спрятаться в тень, а её нет; есть только мощная монументальная лестница к мамке и, точно из-под земли, точнее, воды вырастающий солдат с гранатой, устроенный таким хитроумным образом, что по мере приближения к центру мемориала мамка уменьшается, а солдат увеличивается и увеличивается в размерах, пока не закрывает мамку полностью.



Ну, а сразу за солдатом начинается стена с каменными контурными рисунками (а в массовке мелькает голова Сталина), а в ней коридор, заканчивающийся круглым будто бы окном. Когда ты к этому кругляшу подходишь, коридор поворачивает и расширяется - ты попадаешь в круглый зал памяти и славы, где вечный огонь в руке, вырастающей из земли и почётный караул стоит у огня, зажжёного Брежневым, стоят, несмотря на температуру и пот из-под козырька. Стоят по часу под музыку Шумана, потом поднимаются по лестнице-спирали наверх, к проходу только через который и можно попасть к подножью мамкиных ног.



В центре потолка мраморного зала овальное отверстие, через которое видно небо, а мамку видно только с одного ракурса - который я интуитивно вычислил, любуясь на чешуйки смальты, которыми покрыты стены. Мы стояли с двумя милыми барышнями, ожидая смены караула, а Катя рассказывала мне как она боялась в детстве этой каменной бабы. И когда родители впервые привезли её сюда на экскурсию, то ей едва ли не сделалось плохо.



А Оля рассказывала, что раньше меч мамки имел иную форму, не учитывавшую розу ветров, из-за чего резонировал, раскачивая скульптуру, а ещё гудел; гудел так жутко и чревовещательно, что утробный этот вой было слышно в близлежащих районах, из-за чего Вучетич переделал меч, второй вариант которого учитывает воздушные потоки и не звучит.



Первоначальный облик патриотической статуи, чья методологическая близости с Никой Самофракийской всё очевиднее и очевиднее с каждым шагом, можно увидеть только на старых фотографиях. Мы стояли на покатом пандусе у стены и говорили, пока не стали слышны тяжёлые, утрированные шаги, при том, что тех, кто шёл видно не было. Только стайки туристов, фотографирующихся у венков с цветами, шуганулись и рассыпались - не то воробьями, не то голубями. Умом-то ты понимаешь, что это чеканит шаг рота почётного караула, но, тем более пока солдат не видно, кажется, что это не они, но она, спустившаяся с постамента и ожившая подобно Венере Илльской, описанной Проспером Мериме в одном из самых психоделичных французских текстов.



Единственным противопоказанием к тому, что это шаги командорши, актуализированным подсознанием, является то, что невозможно идти внутрь себя, а зал памяти и славы, очевидно, является маткой матери-земли, матери-родины и центром кургана, ведь только через его отверстия, нижнее и верхнее, можно выйти наружу и попасть на склон.



Родина Мать функционирует таким образом, что символически рожает тебя, пропуская через вечный огонь бешенства своей матки, требующий всё новых и новых жертв. Очередных жертвоприношений, хотя бы и, в мирное время, символических. Скажем от меня (с паршивой овцы хоть шерсти клок) ей было бы теплового удара достаточно.



Новое рождение (при выходе из зала вечного огня), на самом-то деле, должно быть новой смертью и поднятием в мир мёртвых, над которым она, каменная и неподвижная, возвышается - над всем этим невидимым кладбищем, в котором нет ни одного живого, не политого кровью и снарядами, места.
Рождение в смерть и рождение для смерти - вот, собственно, какой смысл возникает из всего этого многоступенчатого вежливого ужаса, ставящего тебя, незащищённого, спиной к другой матушке - Реке, живущей своей, отдельной от города, жизнью.



Странно, да? Волга должна быть мощным энергетическим потоком, проветривающим городские помещения, а в Волгограде царит если не затхлость, то застой - жары и жара, останавливающих воздух и раскладывающих его движение на составляющие, совсем как на картинах Северини и Балла.
Я долго не мог понять в чём причина, пока Катя не сказала мне про строительство Волжской ГЭС, от запуска которой, видимо, правильнее всего отсчитывать время очередного перерождения города, отныне Волгоградом наречённого.




музеи, Волгоград

Previous post Next post
Up