Московские выставки осени и зимы. Ноябрь. Первые десять

Jan 25, 2024 20:14



"Боярыня Морозова" в ГТГ © paslen.iMGSRC.RU



За осень мне удалось посмотреть в Москве около сорока выставок, раз уж период такой и развлечения нежелательны, а работа, ровно наоборот, приветствуется - тихая, кропотливая, малозаметная.

Практически все выставки я описал в соцсетях. Раньше это делалось в ЖЖ, но так как у меня теперь практически не осталось места в бесплатном фотохранилище внутри Livejournal, всю тяжесть снимков и описаний приняли на себя другие аккауанты. Теперь же мне захотелось собрать их в одном месте, чтоб не потерялись, так как вот даже теперь, когда я собираю ссылки в этот пост, ленты соцсетей ушли глубоко вниз и малодоступны.

Здесь же я выкладываю по паре абзацев из первых десяти постов и ссылки на соцсети, если какой-то из текстов покажется заслуживающим внимания, можно будет перейти по ссылкам.

По итогам прошлого выставочного сезона я написал большой аналитический текст и пока что мне мало есть что к нему добавить: https://paslen.livejournal.com/2822008.html

С тех пор тенденции сокращения и обмельчания лишь нарастают. Думаю, негативные тенденции продолжатся, мы лишь в самом начале процесса оскуднения, замен и подмен, выхолощенных замыслов, воплощенных в буксующие экспозиции...

Хотя, конечно, есть приятные исключения, вызванные профессионализмом, старой закалкой и личными достижениями искусствоведов и хранителей, но общий тренд неизменен и повторяет направления минус-развития в других сферах общественной деятельности.

Символом их стала для меня пустота на месте одной из важнейших картин в историческом здании Третьяковской галереи - и хотя "Боярыню Морозову" Василия Сурикова всего лишь (всего лишь - вопреки заключениям реставраторов) увезли в Русский музей на ретроспективу художника, зияние на этом месте говорит больше ее привычного присутствия.

"Боярыня Морозова" настолько глобальна и неизменна на своем месте (как и некоторые другие холсты-вехи, на которые замыкаются экспозиционные маршруты, сложившиеся за десятилетия в что-то вроде особенного "нематериального наследия", вроде "Христа в пустыне" Крамского, "Трех богатырей" Васнецова, "Явление Христа народу" Иванова, залы Верещагина, "Девочки с персиками" Серова), что ей не смогли придумать замены: отсутствие великого холста торчит буквальным бельмом, как и зияние, возникшее на месте "Троицы" Рублева в отделе иконописи.

И это, пожалуй, главное выставочное достижение нынешнего сезона, обобщающее то, что происходит не только в музеях и выставочных залах.

*


Иван Чемакин в ММСИ на Гоголевском © paslen.iMGSRC.RU

Искусство Чемакина хочется обозначить «ржавым» и «занозистым»: ему крайне важны фактуры окружающей нас действительности, причем, чаще всего, максимально загаженной человеком. И тут в ход идет действительно все: от дерева и железа до обломков горелого пластика и пластмасс.

Обычно «неловкость» и «угловатость» (еще один референс здесь - к радикально переосмысленным «новым диким», помноженным на «соц-арт» и издевку над концептуализмом) «инаковости полагания» свойственна сугубо женскому искусству, идущему по какой-то своей, совсем непрямой, петляющей какой-то дорожке а ля Луиз Буржуа (антропоморфность зооморфности и нечто органическое, зарождающееся внутри, что ли, социального), а тут «этим же самым» занимается удалой мужик сибирского происхождения, преобразующий «традиционные» эстетические каноны в шипы и розы, расцветающие на металлургических отвалах.

Это не просто иная и новая красота, но важнейшее подспорье самосохранения - обаятельный стык монтажных планов, в который влипаешь настолько, что не хочется уходить. Даже после того, как в последней мизансцене поезд приближается к морю…

Вся эта отчаянная занозистость «русского нищего» с его вечной кашей из топора, деревянным чайником, покрышками и рваными целлофановыми вселенными доморощенных парников и теплиц, трепещущих ветром странствий, йодистой нотой по вечерам и тоской по мировой культуры с привкусом подкопченной трески, как по нотам откликается на стерильную пустоту изображений сгенерированных искусственным интеллектом.

https://vk.com/wall33351488_29568

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid02u7TYGK77nF8t7KfB5NriNipGvbSGf7gaCkuZw7T95zLCkeMJewTgDuLR79YyaVual

*



Виктор Коренев в РАХ © paslen.iMGSRC.RU

Женщин много и все они застыли в движении, лица их едва намечены, не прорисованы, как и положено толпе - так как во второй, совсем уже камерной комнате, выставлены бюсты самых главных художников русского авангарда.
Все они явлены головами, покоящимися на постаментах, обязательно обладающих символом или знаком конкретного гения - у Малевича это, разумеется, черный квадрат, у Кандинского - линия абстрактного изгиба, напоминающая извивающегося червя, у Татлина - обобщенный образ объемного ассамбляжа, у Штеренберга - деревянные бруски в конструктивистском перпендикуляре; у Цадкина - просто фактурный, шероховатый камень с кубиком, намеченным внутри.

У Шагала вот, правда, нет никакого символа (как и у Петрова-Водкина), но зато у Марка Захаровича кудри и зрачки, похожие на торчащие соски, а Петров-Водкин - самый похожий на себя и символы ему не нужны.
Там есть еще, затесалась в комнату, одна баба и она стоит в полный рост голая, тогда как у мужиков есть одежда, несмотря на то, что от них показываются только головы.

Референсы тут попроще и находятся они во дворе Московского музея современного искусства на Петровке. По всей экспозиционной логике так выходит, что это про «мужское» и «женское» проект, разницу их, что ли. Их и нас, так как «они» все голые, а «мы» (если, разумеется, нас можно гениями авангарда обозначить хотя бы в символическом или аллегорическом плане) одетые и, как голова профессора Доуля, состоим, в основном, из черепа и черт индивидуальных лиц.

Можно, правда, прочитать это и противоположным способом - женщины, мол, животворящи животом своим и всем своим телом, тогда как у мужиков вся креативность в голове устроена; умному достаточно.
Но даже если так, то экспозиционная логика интригует не меньше - идешь когда из анфилады метафизических станковистов, в дверном проеме мелькают обнаженные женские тела, привораживают редкого зрителя, словно бы приманивают.

Естественно, поддаешься этому зову, который скрывает гениев авангарда за поворотом в стиле "Девушки и смерть": подтягиваешься за сладеньким, а тут, за поворотом, тебя серьезкой по голове. Видимо, Корнеев знает что-то об устройстве полов нечто особенное, о чем предпочитает молчать.

https://vk.com/wall33351488_29569

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid02K3xSiFhtW2mrqdEdk26B86EGWFVinMgLFbSwsTwbSvKaoMQNALeirR6rkVZf2B3ul

*



Ситниковы и Булгакова в РАХ © paslen.iMGSRC.RU

За неимением лучшего ярлыка, чаще всего эту живопись называют «метафизической» (для меня тут почему-то напрашивается параллель с поэтическим метареализмом): все дело здесь - в превышенной суггестии цветовых пятен, обязательно намекающих на что-то знакомое и уже бывшее, но немного в ином агрегатном состоянии.
Показательно, что именно такие выставки сейчас показывают в Академии художеств и в выставочных залах РОСИЗО (от Ивана Лубенникова до Натальи Нестеровой и многих иных художников, сформировавшихся в безвоздушной среде позднего застоя, изобретавших собственные велосипеды в качестве какого-то параллельного культурного импорта) - достаточно нейтральных, если не сказать «старомодных», качественных, но явно ведь смотрящих не по сторонам, но назад.

Мы строили, строили и, наконец, построили. Самое время понять, что именно. Кто мы, откуда, куда идем и в какой точке находимся. В «обычной» ситуации рассчитывать на возможность такого понимания не приходится - слишком уж разнообразно предложение, превышающее спрос, слишком много «наносного» и «ненужного». Теперь же, когда ненужным является все, наступает пора различенья оттенков. Перестанем уже сравнивать и погрузимся в чистое сияние данности.

https://vk.com/wall33351488_29570

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid0363yAMp7hcAnGfdsW64znz4A6drJ3qghnoG5GLn2gnFhJHAaqP2iATq1eDzWAZUGPl?__cft__[0]=AZXT7r5-hWX94bh3Vsk-u9bPefcRouf8kUpD0_9SUw7yicmkhzCA1qEn_7Ir4GBWb0s5rTflTTmfo7V7dwJ8cVdwPuHTY6TaE-ZMljGLbVHtyFSABCPXPNEDxNVc1BX9uVjMnTw6RqunHLMCbnM54zo4kJGvCZe7vvQfZbuKRoEU6g&__tn__=%2CO%2CP-R

*



Беклин в ГТГ © paslen.iMGSRC.RU

Без всякого шума в Москву привезли «Остров мертвых» (1901), картину Арнольда Бёклина, точнее, шестой ее вариант, законченный его сыном Карлом. Переданная на длительное хранение в Эрмитаж еще в 2010-м, она совсем недавно была приобретена музеем и, скорее всего, это первая ее гастроль в новом статусе.
Странно, что об этом мало кто знает, так как «Остров мертвых» является центром небольшой, но крайне плотной, насыщенной выставки, посвященной юбилею Сергея Рахманинова, открывшейся в Новой Третьяковке еще в октябре (продлится до конца января), почти идеального биографического и ассоциативного проекта, погружающего посетителей «в мир музыки». В ее почти буквальную «нутрь».
С одной стороны, здесь много личных вещей, бумаг, фотографий и нот великого композитора из Музея музыки, с другой - четкий (точный и точечный) отбор вещей, способных иллюстрировать и подчеркивать композиторский стиль Рахманинова (кто еще кажется нам большим воплощением «русскости» в хоровом, фортепианном искусстве, а также в симфонизме? Чайковский? Прокофьев?): это и новгородские фрески, собранные по кускам, и, главное, эмблематические холсты, лишь меньшая часть которых напрямую связана с биографическими моментами (импрессионистические пейзажи и интерьеры Коровина, портрет Шаляпина).
«Остров мертвых», кстати, принадлежит именно к этому разряду, раз уж вдохновлял Рахманинова на симфоническую поэму с тем же названием. Шедевр отца и сына Бёклиных, впрочем, не заявлен в описании проекта на музейном сайте - видимо, вопрос о транспортировке холста решался долго и не сразу. Что, по всей видимости, говорит еще и о статусе выставки с явными политическими подсветками. Которые, впрочем, легко отделяются от впечатления и содержания, спокойно редуцируясь, как это бывает в ситуации подлинного искусства.

https://vk.com/wall33351488_29576

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid026yNe295f1iMPgPcCBpCFFqJU3VwREKNJh2LNE7gf1oDsDRTnW823nddxWtBBZcq4l?__cft__[0]=AZXRbx9gAax-dcbiS8j-dAl89ZAqooFPFVPy1Uj_ZaQTdIrp6xs5IlibQLMKuTamKEi3ZG3JxFkOmvugf2AWAc7tHxkY2vB1ASq1ZqweUjnYrxmvoaOqauGdjuF87KGhEo4Beh6z7g3Y0y_HkGv8t-MaeBgoa8wUtAmG-RvqwJ5HKQ&__tn__=%2CO%2CP-R

*



Андрей Филиппов в "Екатерине" © paslen.iMGSRC.RU

В фонде «Екатерина» заканчивается выставка «Небесная география, или разбор полетов Андрея Филиппова - первая посмертная ретроспектива известного московского младконцептуалиста (1959 - 2022), умершего летом прошлого года. Того самого Филиппова, которого знали, в основном, по групповым экспозициям, а также участником таких арт-коллективов как «КЛАВА», «Е.К. Арт-бюро» и «Купидон». Совместное творчество - материя странная и зыбкая, к ней не каждый умеет приспособиться: тут важен особый характер общения, совершенно отдельная энергия и удовольствие от процесса, обычно превышающего результат. Когда искусство создается не для себя и не для славы, но во имя среды и чистого искусства.

Ну, то есть, работы Филлипова для меня всегда находились в плотном окружении дружеского контекста и всяких других художников. Приходишь на очередной статусный вернисаж - а там каждой твари с узнаваемым стилем-брендом по паре, чтобы, в конечном счете, сложилось облако общего впечатления, тогда как в «Екатерине» Филиппов выставлен в полном одиночестве. Два этажа, восемь просторных залов, сто экспонатов.

В «Екатерине» видно каким зрелым и интересным художником, инсталлятором был Филиппов, как он рос и развивался, набирался опыта и глубин. Как вырастал из одежек соц-арта и концептуализма, забирая куда-то в собственную никем не хоженую сторону - в тот самый бок, который из его имманентности вырос, чтобы стать собой, единым и неповторимым. Так выходит весьма поучительная и интересная история извлечения себя из общих мест с помощью штампов и фразеологических сращений, знаковых слов и устойчивых выражений, обрамляемых узнаваемым стилем. Судьба человека. На выставку сходил - как толстую, подробную книгу прочитал.

https://vk.com/wall33351488_29577

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid0T3zTicUSaPRBUae7Lf2VujFhLJNtL4MDPzYuRBd22CZ6cwFipLHWRxdoJd3aGEqbl?__cft__[0]=AZWq3StLoghDmMmaEo6x0uaJljRaFpmgCtMcOIdTMkijF_3FS2ubqxXtbV-uV-CSvc2ju9et42dGTdlI4M699UJ2IUKGRe5ge8Fi4dcbWsdnICYaU5PvTF833Le7swYxQqjdTaFehC9tVf_bkCIgKeagyPeVQ2lfsPBqTFSdFsNorw&__tn__=%2CO%2CP-R

*



Пермская галерея в ГТГ © paslen.iMGSRC.RU

Рабочая гипотеза в том, что популярность деревянной скульптуры из Пермской художественной галереи («пермские боги») отчасти завязана на один из эпизодов комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Там, где, уходя от погони в древнем Кремле, персонаж Юрия Яковлева садится рядом с фигурой деревянного Христа: кино (как и финал «Андрея Рублева») позволяло себе в совке много запрещенного, опрокидывая в широкие массы не просто отдельные знаковые произведения, но и целые культурные тренды. Например, впервые о существовании мобилей я узнал из комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». Так это теперь со мной навсегда и осталось.

Между прочим, лозунги нынешнего момента «царя подменили» и «царь ненастоящий» растут тоже ведь из того гайдаевского фильма, по протекции Булгакова итожущего многовековую традицию российского самозванства. Мы недооцениваем влияние масскульта на стереотипы и даже культурные архетипы. Песни Пугачевой, стихи Евтушенко, фильмы Гайдая и Рязанова, ну, или же «иконография Тарковского» задавали нормы восприятия и даже жизни не только при своем появлении, но задают их и теперь. Не просто «весточкой от бабушки» про «старые песни о главном», но возобновлением бытовых традиций, прерванных октябрьским переворотом и практически подчистую выскобленных при Сталине так, что нашим родителям приходилось заново учиться любить, вести себя на работе, с соседями, детьми, родными, городом и миром.

https://vk.com/wall33351488_29578

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid02HpkaZMFw3d2ac7ZeqhyM5DPN55Ktq9QGCBMBTMCnNN2vSiZDHzhAH3Ljm7XNXThJl?__cft__[0]=AZVwfgR1uS4vGw3a0qTFbnKEJ51W7o_YRyM7WhyM7BnPUpUbxEwJQCfe6e6ou8XzoedLXHKdvQu2myri3jHj-UJonCGPoIHHkdytSWouSQxYiYAdD-RZHW3Ns9T1gHz93LbIdaPCTn9CVNSUxjuT30PeSnv3elRGKbHNUMtak3eEjRv6kAbfDkWAysimUW1mF3Q&__tn__=%2CO%2CP-R

*



"Век графики" в "Новой Третьяковке" © paslen.iMGSRC.RU

В «Новой Третьяковке» вот только что закрылась выставка «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова», незаметно для большинства (поначалу для нее требовался отдельный билет) просуществовавшая на самом тихом втором этаже практически полгода и тихой же сапой ставшая восприниматься почти постоянной - вот как залы для экспонирования рисунков и графики в историческом здании в Лаврушинском, им, что ли, в пандан.
Устроена она была в жанре «новых приобретений», позволяющем не тянуть сюда обязательно непрерывный нарратив, в котором должны выставляться «все-все-все», но, ровно наоборот, лепить проект из того, что «ветром нанесло» да «прибой принес». То есть, с одной стороны, показывать незаменимые имена, которых сколько не купишь, а все мало, но, с другой, приобретать людей настойчивых и нужных, «пробивных», а ведь такие, понятное дело, существуют при любой власти, при любом режиме, при любом директоре музея. И касаются, в основном «рубежа тысячелетий».
Поэтому у «Века графики» мощное начало с почеркушками Малевича и всяческими авангардными росписями революционных городов (какой-нибудь Клюн), сильная середина с внутренними эмигрантами, ушедшими в камерные и негромкие техники (тот же Лапшин или книжное [а какое еще] оформительство Фаворского, ну, а далее, за экспозиционным поворотом начинаются, на мой вкус, маневры и всяческая там высокохудожественная распутица.

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid02x9iv7RFNAi6YVQ5BjCX8qGB3B5p8PbPjWuTX2Bq7XUTR1Fy7QLh6HMqJxwdwK4JHl?__cft__[0]=AZViu8pIIlVwUmXgjRoTLUBo5kFCjHHfieNuM_zMCrgvV34tZwAlJVb7Zrfg5O8tVYdTXzeA8gBNcRs0hwCSNKtpLHW21wdq8-7qB_-0Lbe1D9sDmhV__R4bVJTzINbKxQqz4kKjMbgejZnwVCUGqL_3ygn4a6YoZL3AsKnw80WeFokw0rrMKQ5DHPvOozLshg0&__tn__=%2CO%2CP-R

https://vk.com/wall33351488_29579

*



Кафка в Еврейском музее/Центре толерантности © paslen.iMGSRC.RU

«Франц Кафка и искусство ХХ века» в Еврейском музее/Центре толерантности» имеет два маршрута - в одном из первых залов (всего их восемь) ждет развилка и можно пройти одним путем, можно другим. Правда, они уже быстро смешиваются и принципиально ничем не отличаются. Тем более, что каждая комната оформлена в самодостаточном интерактивном режиме и нарратив, который складывают кураторы, драматургического развития не имеет: устроители думали о том, как набор мрачных и относительно мрачных артефактов, в основном, из частных собраний разместить внутри затемненных выставочных пространств.

В последней комнате проекта показывают десятиминутный стенд-ап (пишут, что с участием актеров Брусникинской студии) о Кафке. Поэтому, посещая выставку, подгадайте к представлению, они, призванные развеять некоторые мифы и стереотипы о писателе, начинаются в начале каждого часа. Актер, перенося с места на место что-то вроде ростовых кукол, объясняет, что Кафка не был рахитичным и задроченным социопатом, был денди, встречался с женщинами (сообщается о четырех романах), руководил большим трудовым коллективом и не казался современникам литературным маргиналом. Отнюдь, если бы не туберкулез, Кафку ждала бы слава великая.
Честно говоря, я не знал, что про Кафку существуют такие стереотипы, поскольку и привычного, канонического, образа Кафки не существует. Особенно за границами Википедии. Кафка ведь это не столько «про что-то», сколько «как». Кафка это не позиция и не метод, но мироощущение и мировосприятие, завязанное на особенности собственной физиологии, с которой невозможно справиться или исправить, но которую можно слить в текст и, таким образом, заполучить передышку.
Если бы Кафка писал для результата, его романы оказались законченными, но, как кажется, его волновал процесс пребывания внутри письма - единственного способа преодоления постоянно нарастающих симптомов. Симптомы (или же «демоны») - они такие: все время норовят множиться и нарастать. Дело не в «наступлении бюрократии» или «давления массы», но в оптике, не дающей стать обычным, как все, человеком, когда что-то постоянно гудит перманентным тиннитусом, нутрянку корежит, отнимая последние силы и хочется спать. А во сне начинается такое наказание, что лучше проснуться. Кафка - это не тема и не метод, не «проблематика», но нечто, вроде фотографического виража, подсвечивающего мир горечью изнанки. Черной желчи. Изнанки чужой, но узнаваемой и знакомой, раз уж в каждом сидит один и тот же набор гуморов.
Пытаясь разрушить мифы и стереотипы, это выставка задает свои собственные. Не скажу, что совсем уж новые.

https://vk.com/wall33351488_29580

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid0gshitPyyjmMyieSdSuSigqN6h2RnoYbczTfTL42wQQANh8sa4Akyu2iuja5tN7HYl?__cft__[0]=AZXUhMA2mQQJ5l1G30Wte3mFu88Hkcq0vR2au4k8WCYXzLOz2qM2RCm-8tnfmkM_l9DQXwNe1EPhuErmph7jvtqSzHbrqx5mF6P3fT61x1IIUEHHjq32qSBZYyo-HruWvbTDrgTlQtDNyBG4tTHeqSsgjFCGsOuv87TdqCBm_tANGg&__tn__=%2CO%2CP-R

*



Розанова в Музее импрессионизма. "Художник неизвестен" © paslen.iMGSRC.RU

Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» в Музее русского импрессионизма (до 23 января) - выставка неожиданно яркая и удалая, несмотря на искусствоведческую идею, очевидную, но никогда еще последовательно не исполняемую: собрать работы неатрибутированных художников. Вместо ожидания «скучных фондов», где анонимные холсты обычно пылятся в забвении, вышло празднично и светло -

- так как картины, во-первых, разделили по семи главам, сгруппировав по композиционной общности (раз уж авторы неизвестны и в историко-биографический контекст их уже не впишешь - от раздела, к примеру, обращающего внимания на фактуры холстов («Очень трогательно») до отделов, посвященных композиции («Правила беспорядка»), цвету («Локальный, дополнительный, дикий»), точке и линии («Превращения»), «формам» (тут показывают, в основном, отечественный кубизм).

Во-вторых, МРИ остался верен своим эпохальным представлениям и взял холсты, в основном, рубежа веков, уже обжитой выставками этого музея «Серебряный век» с выходом в авангард и 20-ые годы. Конечно, от XIX и, тем более, от XVIII века осталось еще больше анонимных артефактов (а уж если вспомнить иконопись), но четкие границы периода задают разномастным экспонатам естественную цельность.

В-третьих, «Коснуться главного» (то есть, собственно «живописного мастерства», выведенного за скобки историко-культурного контекста, самого «виноградного мяса» затейливого письма) состоит из картин и графики очень хорошего качества. Ну, очень хорошего. Без слияния всего, что есть, в один разноцветный поток. С опорой, прежде всего, на превосходные женские портреты (что как бы лишает холсты почти всей анонимности, раз уж женщины говорят сами за себя - да, и как мощно каждый раз говорят их позы и глаза). Каждый предмет наособицу, каждый холст размещен с разумением перекличек и способности держать стену (а все и держат, за исключением малых форматов, скомпонованных в локальные композиции, перебивающие ряды картин большого формата), словно бы заранее подсказывая экскурсоводам (их тут, как всегда, много) сюжет с перекличками и отсылками друг к дружке.

https://vk.com/wall33351488_29581

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid0raa7rwtQZAvMcoDphPSu66NJrikyhUYa1hFuPzoVaVYyJE2P1j7WLeDMMzA19fUvl?__cft__[0]=AZVbGdNOwOvtYB-M_YtibIfkEk7ehmZpGGvreJbqQ6BakZkB55ljd5ajOtHfM2HavLACKIKiMqcc3WNquTcii7O3zz08yOUZHEGCyYloKgoAJ8D6hdNNql67yWsWF_d_zSOubec5zehETnz1JkIclx1Esj7ZCcWh35HpnVPjbMrERA&__tn__=%2CO%2CP-R

*



Кортасар Нади Беленькой © paslen.iMGSRC.RU

Когда в начале года на Надежду Беленькую свалились серьезные жизненные обстоятельства, от безысходности она начала писать картины по мотивам и моделям текстов Хулио Кортасара. Да-да, того самого: жительница Сокола Беленькая - по первой и основной профессии переводчица с испанского и каталонского, до того она писала лишь тексты, сначала переводила, затем издала образцовый городской фэнтази «Девочки-колдуньи», рисованием не занималась, кажется, никогда.

Ничто не предвещало. Поражает (обычно, когда мы пишем «поражает», мы не поражаемся, но и используем этот глагол как связку, однако случай с Кортасаром Беленькой действительно поразительный), что практически сразу же, без какой бы то ни было подготовки и разбега, возник художник цельный и оригинальный. Беленькая, конечно, отталкивается от канонов самодеятельного (неопримитивистского, что ли) арта, но почти сразу выруливает из него, через арт-брют, в совершенно самостоятельное плаванье. Надежда называет его опытом «абсолютной свободы» и на вернисаже своей первой выставки в Артшоуруме Дмитрия Плоткина на Самокатной улице 2-а (бок о бок с заводом «Кристалл») объясняла хорошим людям, что теперь энергия этой свободы, которой заряжены картины, должна переливаться через края и границы «холстов», подпитывая сквозняками внутреннего простора, внезапно обретенного художницей и зрителей тоже.

Это не просто современный, но крайне актуальный способ думать о нарушении плоскости холста, попыток идти вглубь визуальных иллюзий и того, что лишено перспективы, привычного способа одномерности, двухмерности, общепринятых объемов. Метода Беленькой много чего берет у модернизма и постмодерна (извивы абстрактного у Кандинского и весь опыт русского авангарда, как первого, так и второго, схематоз Клее, наплывы Миро, граффити Баскии, каракули Свомбли, многомерность Кифера), создавая при этом не микс заимствований, но собственную реальность, подсвеченную кортасаровским виражом. Для первача это немыслимо и Беленькая похожа на свои сукцессивные картины еще меньше, чем Иван Жданов на свои стихотворения. Если вам нужна была «женская метафизика», особая децентрированная, ассиметричная феминная пластика - то вот же она: это картины зрелости отечественной женской культуры, отныне расширяющей свои возможности не только в поэзии и в «поисковой» музыке.

Созданные для разглядывания (почти три десятка за девять месяцев), для самопогружения, картины Беленькой обладают свойствами ауры, которую щедро (тот случай, когда фото не передают и надо щупать поверхности живыми глазами) и раздают. Штука еще и в том, что это действительно кортасаровские оммажи и пастиши, создающие правильное представление о писателе игр и слоев, наслаивающихся и подтыкающих друг дружку; приджазованной, синкопированной интонации, заводящей внутри себя какие-то собственные прихрамывающие коридоры, сквозняки, хороводы и, разумеется, сюжеты, построенные словно бы по схемам метрополитенов разных городов.

https://vk.com/wall33351488_29584

https://www.facebook.com/andorra.andorra/posts/pfbid0wsfrJrCf8Q1axVDPkSZREsiGPjGD7nVL8Wn8yDYXMDDxH7c6jPrFVGvDGX5kSLMrl?__cft__[0]=AZWFZL9DieW-WAK2XvgL_VDW0LPBlCJxTi_uKUVI6I5oFQw48wn8kb7eTWYsK7pfWUjyIkO9_IAxvKJ6gYWKT4yVlui7On7XCz3mDHTSEk664Qce1PN9t_M58_CJa1ct6_FcEOFnT9FYdd05065AhMfUur24uykwfpoqt4AbVweUwg&__tn__=%2CO%2CP-R



Кортасар Нади Беленькой © paslen.iMGSRC.RU


выставки

Previous post Next post
Up