Кинотеатр "Баку". Запомни его таким

May 31, 2019 21:38






Кинотеатр "Баку" готовят к реконструкции: фасад ещё держит фасон, но тылы уже разбирают вовсю.

Со стороны Амбулаторного пруда, там, где раньше "Баку" украшало кафе в виде парусника, расковыряли сквозные дыры.

Ничего нельзя оставить без присмотра, даже, казалось бы, самые неизменные доминанты, намертво вписанные в ландшафт.
Раньше исчезали только газетные киоски и арендаторы.

А мы просо сеяли, сеяли, а мы просо вытопчем, вытопчем...

Ничего в этой стране не вырастит. НИКОГДА.
Давно уже знаю, но не перестаю удивляться.
Алые паруса исчезли без следа.
Растворились в безбрежности, где ты Мисюсь, где ты Ассоль?

Судя по проекту, вывешенному на перекрёстке Асеева и Усиевича, брежневский брутализм с многочисленными архитектурными излишествами из розового туфа, сугубо горизонтальную стилизацию под ориентальный стиль, превратят в невыразительный трехэтажный ТЦ, ничем особо не выделяющийся.

Брежневскому модернизму, попавшему в зазор двух эпох первичного накопления капитала и дикого капитализма, активно не везёт - его массово уничтожают фундаментальное бескультурие и необразованность, в котором нынешние постсоветские хозяева жизни, приспосабливающие советское наследие к нынешней жизни, напоминают гуннов и ранних христиан, строивших свои храмы из античных саркофагов и колонн.

Впрочем, раннехристианской архитектуре тоже не слишком повезло: история с кинотеатром Баку напоминает мне то, как, начиная с XVII века протохристианские и романские соборы были признаны устаревшими и начали массово перестраиваться, украшаясь позолоченной барочной ватой.

Позже, когда тенденции поменялись, цивилизаторы и декораторы одумались и заценили проторенессансное искусство (чем раньше - тем круче) барокко начало безжалостно счищаться, освобождая остатки древностей, ну, хоть какие-нибудь, вплоть до самого последнего и маленького кусочка несколотых фресок или же каменных примитивов в оформлении интерьеров и экстерьеров.

"Но было уже поздно"

Скольких гениальных комплексов мы не досчитались из-за мракобесной дремучести, жадности и торопливости.

Вангую: через совсем небольшой промежуток времени остатки брежневского модернизма канонизируют и повысят в звании (в том числе экономическом), наградив статусом элитарного престижа, поскольку тогда весь этот брутализм второй половины ХХ века окажется таким же редким как, например, конструктивизм.

К тому же, советские постройки чётко делились на жилые и общественные, из-за чего общественные здания, пригожие к современному стилю жизни окажутся и вовсе штучными экземплярами.

Но базовая некомпетентность властей, бизнесменов, девелоперов, и прочих хозяев жизни не способна заглядывать в завтра и видеть дальше собственного носа, так как кинотеатр "Баку" архитектурно держал не только кварталы Усиевича, Часовой, Асеева и Вургуна, подходящих к Амбулаторному пруду и выходящих на него, но и, являясь серединой Усиевича с вполне сознательно организованной зрительной перспективой, упирающейся в "Триумф-Палац", таким образом, держал и всю эту разностилевую, но вполне чётко, последовательно и плотно укомплектованную территорию между станциями метро "Аэропорт" и "Сокол", своей принципиальной горизонтальностью продолжая не только гладь соседского водоёма, но и задавая равнинность всей нашей аэропортовской слободы на чётной стороне Ленинградки.

В силу культурных особенностей региона, из-за обилия домов творческой интеллигенции (особенно, разумеется, писателей) чего уж там, кварталы эти давным-давно стали единым культурным и историческим ансамблем особенной степени важности - как какой-нибудь лондонский Блумсбери.

Девелоперам об этом лучше, конечно, не знать, поэтому и придётся пожертвовать кинотеатром "Баку" без единого всхлипа.






































































































Песни о Соколе

Previous post Next post
Up