Шуберт на воде

Apr 28, 2015 09:17

Давно хотелось понять отчего одни пианисты тебя трогают, другие же оставляют равнодушным. Иной раз возникает стойкое ощущение разговора; того, что человек передаёт игрой своей некую информацию - чаще всего, расфокусированную, но, порой, даже и конкретную. В другом случае, как бы пианист не старался соответствовать нотам, виртуозности замысла, всё оборачивается пустым перебором клавиш (Денис Мацуев, покойный Николай Петров). Понятно же, что дело в человеческом содержании, накладываемом на особые технические ухищрения, позволяющие создать ощущение коммуникативного канала, по которому движется «содержание». Ну, там, ссобое касание клавиатуры, устойчивое и прямолинейное, или же, напротив, слегка мажущее, смазанное, как бы приблизительно намечающее или обозначающее тот или иной промежуток (так играла моя преподавательница в музыкальной школе).

Как бы там ни было, но одни лишь оформляют пространственную пустоту, создавая ей звуковую раму, другие постоянно возобновляют "луч", чётко направленную на тебя интенцию и почему так происходит - всё никак не мог понять, пока в метро не встретился взглядом с каким-то случайным попутчиком. Увидел вдруг осмысленный взгляд, исполненный глубины, наполненности. С глазами тоже, вроде как, не всё понятно. С одной стороны, что такое глаза? Ответственный физиологический участок, выходящий на поверхность из глубины, с другой - мозг же мгновенно распознаёт через чужой взгляд содержание другого человека, расфокусированно и в первом приближении, но почти автоматически перенастраивает тебя на тот или иной тон, жанр, дискурс, тонус восприятия (и возможного общения). Ещё и слова не сказал, лишь взглядом зацепился, а уже «всё понятно» с одними и совершенно равнодушно с другими. В ком-то есть жизнь и движение, в ком-то - одна лишь прозрачность (непрозрачность) стылых вод. Стеклянный (оловянный, деревянный) штиль. Хотя, вроде, устроены-то все одинаково.

Вот мне кажется, что и с исполнением музыки происходит нечто подобное. Когда говорить начинает самость, месторождением выходящая наружу.

физиология музыки, метро

Previous post Next post
Up