Jul 11, 2014 11:56
Есть три способа отношения к собственным реакциям, эмоциям и мыслям, которые возникают в тех или иных ситуациях.
Первый способ. Этим способом пользуются люди, которые мало внимания уделяли изучению своей внутренней жизни, своим эмоциям, пониманию их, изучению и пониманию тех процессов, которые происходят в людях. Для этого способа отношения к собственным состояниям характерно автоматическое реагирование в ситуациях, при этом человек не задумывается над своими реакциями, не относится к ним критически, не замечает моментов возникновения своих эмоций, отождествляется с ними, в зависимости от ситуации даёт им волю или подавляет их. Он считает их оправданными, естественными, он на стороне своих эмоций, реакций. Если эмоции неприятные для него, то он против тех, кто, как ему кажется, вызвал в нём эти эмоции, реакции.
Второй способ. Этот способ характеризуется тем, что при возникновении неприятных для человека эмоций и состояний, человек стремится почувствовать себя лучше путём оправдания своих эмоций, защиты их, пытается привить в себе отношение к ним как к естественным, нужным, и одновременно с этим он недостаточно уделяет внимания пониманию складывающихся ситуаций и других людей. Такое отношение к своим состояниям приводит к тому, что человек начинает потакать не только своим негативным эмоциям и состояниям, например, своему гневу, но даже и таким неадекватным состояниям, связанным с недостатком понимания ситуаций и других людей, как своей обиде, своей гордости, своему эго. При этом способе отношения к своим состояниям человек направляет вектор своего внимания в основном вовнутрь, в свой «внутренний мир», но при этом недостаточно воспринимает и понимает внешнюю реальность и других людей, недостаточно уделяет внимания пониманию ситуации, которая есть в реальности. Когда вектор внимания замыкается преимущественно на себе ( а на самом деле не на себе, а на образах, на ментально-эмоциональной сфере, которую он ошибочно идентифицирует с собой и ему кажется, что это он ) и недостаточно направлен на внешний мир, это всегда способствует увеличению гордости, которая является проявлением дефицита понимания реальности, и такое состояние приводит к уменьшению сердечности у такого человека.
И есть третий способ. При таком способе отношения человек не считает свои негативные эмоции оправданными и естественными. Он относится к своим негативным эмоциям как к неадекватным реакциям на реальность. Поэтому он не придаёт значения негативным эмоциям, в этом смысле игнорирует их, понижает значимость негативных эмоций до нуля, уменьшает внимание к своему состоянию, к своим эмоциям и увеличивает внимание к другим людям, к ситуациям, пытается понять других людей, ситуации.
В результате этого при таком способе отношения такие состояния, как обида и гордость у человека больше не возникают, так как обида и гордость - это следствие недостатка понимания других людей и ситуаций, следствие недостатка уважения других людей, их потребностей и интересов, а также следствие придавания излишней важности своим эмоциям, состояниям, следствие отношения к ним как к адекватной характеристике внешней реальности.
Снизить важность своих эмоций и идей, игнорировать свои эмоции и идеи бывает важно и в тех ситуациях, когда эти эмоции и идеи возникают, как говорят, «на ровном месте», когда для них не было никакого внешнего повода. У кого-то это может возникать утром, когда человек только проснулся, а у кого-то - в какое-то другое время дня, в совершенно неожиданном месте и ситуации, когда ничего не предвещало этих эмоций и мыслей.
У меня есть один знакомый, который годами каждое утро просыпался в жутком страхе. Его с утра до вечера трясло от сильного страха, и он не мог найти никакого объяснения этому. К вечеру его обычно немножко попускало, особенно, если он с кем-нибудь общался, отвлекался. А когда он на следующее утро просыпался, то опять чувствовал сильный страх. И так было каждый день в течение нескольких лет. Его состояние стало улучшаться только после того, как он просто начал игнорировать свой страх, перестал придавать ему значение. После того, как он изменил отношение к своему страху, страх стал потихоньку уменьшаться, и со временем сошёл на нет.
К этому можно добавить ещё и то, что в годы, когда его мучил страх, его мучили и фантомные боли и дискомфорт в отдельных частях тела. Он много раз ходил на различные обследования, но обследования не выявляли никаких нарушений в его здоровье, и после того, как он узнавал об этом, боли и дискомфорт перемещались в другую часть его организма, и так было много раз. И вот, когда у него исчез страх, у него исчезли и фантомные боли и дискомфорт.
На этом примере видно, как понижение значимости негативных эмоций, игнорирование негативных эмоций, негативных состояний, трансформирует состояние человека. У него наладились отношения с близкими людьми, он стал лучше понимать других людей, у него исчезла многолетняя депрессия.
Повышенная значимость негативных эмоций, приписывание важности своим негативным эмоциям, и вообще, своим состояниям, например, состоянию дискомфорта и т.д., является следствием отождествления с ментально-эмоциональной сферой, и является одной из основных характеристик состояния эго. Вектор внимания у человека, находящегося в состоянии эго, направлен преимущественно на его образ себя, его вектор внимания, направляясь на его собственные потребности, на других людей и на мир, искажается его отождествлением с ментально-эмоциональной сферой, и в этом состоянии человек очень слабо воспринимает и плохо понимает окружающую реальность и уделяет мало внимания окружающим людям.
Заниматься наблюдением за реакциями, эмоциями - это очень хорошо. Но цель наблюдения состоит не в том, чтобы отождествляться с ментально-эмоциональной сферой и в таком состоянии, то есть в состоянии эго замкнуть вектор своего внимания, искажённого ментальным фильтром, на ментальных представлениях о себе, от чего будут увеличиваться эго и гордость. Цель наблюдения состоит в том, чтобы в случае возникновения реакций и эмоций быть свободным от них. Чтобы устранить автоматическую неосознанную вовлечённость в эмоции и состояния. Чтобы появилась возможность осознать эмоцию или состояние и осознанно снизить её важность и значимость. Чтобы иметь возможность не относиться к своей эмоции или состоянию как к адекватному описанию происходящего в реальности. Вот для чего нужно наблюдать. Это и есть то, что называется неотождествлением с ментально-эмоциональной сферой и вызываемыми ментально-эмоциональной сферой состояниями.
темы жизни,
что такое депрессия,
понимание,
психология,
виды самообмана,
психология отношений