О медитации

Jun 29, 2016 12:48

Практика медитации заключается в том, чтобы научиться осознавать в себе те качества, которые в вас всегда есть, но на которые вы обычно внимания не обращали.

Качества, осознавание которых является целью практики медитации - это качества чистого восприятия, и добрые проявления вашего сознания, которые являются его природным свойством.
Сначала поговорим про осознавание качеств чистого восприятия ( то есть, в нашей терминологии, про осознавание 5-го измерения ).

Воспринимающее сознание, то есть 5-е измерение, само по себе осознавать невозможно, потому что это измерение нашей субъектности, это то в нас, откуда исходит наше внимание. Оно подобно зеркалу. Как зеркало может отражать всё, что возникает перед ним, но само себя отражать не может, так и мы своё измерение воспринимающего сознания не можем напрямую воспринимать.
5-е измерение - это наше чистое сознание.

Тем не менее, мы можем осознавать качества нашего чистого сознания.

Чистым сознанием оно называется потому, что в нём, в этом измерении нас нет никаких примесей, нет никакой объектности, а есть только субъектность.

Качества чистого сознания - это непрерывность восприятия, безусильность восприятия, и беспристрастность.

Поэтому, чтобы осознавать эти качества, нужно:

1. Осознавать непрерывность восприятия. Фактически, опытно, не теоретически.
2. Осознавать безусильность восприятия, что оно происходит безусильно.
3. Осознавать беспристрастность.

Если у вас это будет получаться, то тогда обратите внимание на то, что ваше внимание мягкое, неагрессивное, неосуждающее.
Поэтому напишем ещё:

4. Осознавать мягкость, которая есть при этом восприятии.

При таком восприятии мы воспринимаем то, что воспринимаем, и ничего не осуждаем, ничего не пытаемся изменять, это восприятие не выбирает, что ему воспринимать, в нём нет нравится/не нравится, приятно/неприятно, красиво/некрасиво, "правильно"/"неправильно".

Практику медитации можно начать с направления внимания на ощущения в физическом теле или на визуально воспринимаемые объекты. Если будете замечать эмоции, то воспринимать их так же, как вы воспринимаете ощущения в теле.
И не придавать значения мыслям, если они возникают, стараться не вовлекаться в них.

При этом восприятии основной акцент нужно делать на осознавании качеств внимания, перечисленных выше. Практика медитации - это процесс, при котором целью является осознавание качеств внимания.
Физическое же тело, ощущения, эмоции, мысли, качества этих проявлений, особенности ощущений физического тела, особенности эмоций, позитивные они или негативные, особенности мыслей - не являются предметом медитации. Всё это неважно в медитации.

То есть, во время практики медитации нужно обращать акцент вашего внимания не на то, что вы воспринимаете, а на то, как вы это воспринимаете. На качества вашего внимания.

Подробнее остановимся на качествах внимания.

Осознайте непрерывность вашего внимания, заметьте это. Если сначала вам будет казаться, что ваше внимание прерывное, то это только из-за недостаточной внимательности, из-за того, что вы не привыкли осознавать его непрерывность. Когда человек своим вниманием скачет с объекта на объект, и вовлечён в мысли, он обычно не обращает внимания на то, что его внимание как таковое непрерывно. То, с чем он обычно отождествлён при этом - это желание достичь какого-то результата. А так как в мире много объектов, и внимание переходит с одного на другой объект, то смену объектов при восприятии человек ошибочно принимает за прерывистость внимания.
Если же вы обратите внимание на качество непрерывности своего внимания, то вы скоро начнёте замечать это качество.
В практике медитации нужно просто поддерживать осознавание этого качества - осознавание непрерывности нашего внимания.
Один из удобных способов осознать непрерывность внимания: просто посмотрите на что-то. А теперь, продолжая смотреть на это, обратите внимание на ваше периферийное внимание. Оно расплывчато охватывает восприятием пространство вокруг того объекта, на который вы смотрите. Обратите внимание на то, что восприятие периферийным вниманием происходит постоянно.
Таким образом, внимание всегда действует только непрерывно.

Осознайте, что ваше восприятие происходит безусильно.
Нужно осознавать, что вы ваше внимание не делаете искусственно, что оно действует само, безусильно.
Если же вам кажется, что в вашем восприятии есть какие-то усилия, какие-то напряжения, то эти усилия и напряжения не связаны с самим восприятием. Они связаны только с ощущением физического напряжения в теле. При этом эти ощущения физического напряжения также являются объектами, которые воспринимаются безусильно.
Напряжения возникают, например, чтобы концентрироваться, выбирать и т.д. *
А само восприятие безусильно. И нужно осознавать бузусильность самого внимания как его природное качество.
Вы можете сконцентрироваться на чём-то и в этот момент обратить внимание на то, что внимание само по себе во время концентрации всё равно течёт безусильно. И если ощущается напряжение во время концентрации, то это ощущение напряжения мышц тела ( например, мышц лица, мышц в области глаз, мышц других частей тела ). Но напряжение в ощущениях тела и внимание - это разные вещи.
Напряжение - это физическое свойство, это свойство энергии ( в широком смысле этого слова, включая физическое тело, которое тоже является формой энергии ) на низких частотах ( например, напряжение физического тела или проявление эмоций ), а не свойство сознания в его высокочастотной форме, чем и является чистое восприятие, внимание.

Ещё одно качество нашего внимания - это беспристрастность.
Беспристрастность - это чистое внимание без примесей «нравится / не нравится», «приятно / не приятно», «красиво / не красиво», «правильно / не правильно». Когда во внимании нет осуждения, когда нет стремления удержать какое-то состояние, нет стремления, чтобы не было какого-то состояния, чтобы оно исчезло.
И это свойство в нашем внимании всегда есть. Его не нужно создавать путём усилия.
Надо осознать в себе это качество чистого внимания, без примесей.
Если вы смотрите на что-то, и замечаете, что возникает раздражение, то это раздражение - проявление ума и эмоций, а само внимание не раздражается, внимание не затронуто раздражением, внимание остаётся чистым от раздражения.

Ум может выбирать то, на что ему хочется посмотреть, он следует желаниям.
А само внимание не выбирает, на что смотреть. Ум направляет органы чувств на то или другое, следуя своим желаниям. А внимание течёт через эти органы чувств, и воспринимает то, что воспринимается через органы чувств.
Это особенно легко заметить, если вы обратите внимание на периферийное внимание. Но и если вы на чём-то концентрируетесь, вы можете выделить отношение ума и эмоций к тому, на чём вы концентрируетесь, и беспристрастность самого внимания, которое течёт, которое воспринимает объект концентрации. И обратите внимание: отношение ума и эмоций к объекту концентрации - это тоже объект, который воспринимает внимание, и внимание воспринимает отношение ума и эмоций также беспристрастно.

Таким образом, используя эту технику, вы можете проводить медитацию на осознавание 5-го измерения себя.

О медитации на осознавание 4-го измерения себя подробнее написано в записи О 4-м измерении.

Медитация на осознавание 5-го измерения и медитация на осознавание 4-го измерения - это два типа медитации.
Поэтому их удобнее проводить по отдельности, делая акцент на то измерение, на осознавание которого проводится медитация.

Нужно уточнить, что цель осознавания 5-го измерения себя не в том, чтобы поддерживать такое осознавание постоянно. Этого делать не нужно. Потому что осознавание 5-го измерения задействует слишком много вашего внимания, и если это пытаться делать постоянно, то вашего внимания не будет хватать на многие другие виды деятельности.
Для того, чтобы поддерживать неотождествлённое состояние в течение всего времени, нужно учиться постоянно осознавать 4-е измерение себя.

Цель осознавания 5-го измерения себя заключается в том, что это сильно трансформирует ошибочное представление о себе. И у вас формируется более объективное понимание о вашей глубинной духовной природе.
У вас формируется более объективное понимание о том, что физическое тело, эмоции и ум - это только ваша периферия.

Поэтому, когда вы научитесь осознавать 5-е измерение в практике медитации, потом вам достаточно будет осознавать 5-е измерение только время от времени, когда у вас будет для этого желание и вы будете понимать, что осознавание 5-го измерения вам может помочь в той или иной конкретной ситуации, например, во время проработок напряжения физического тела и эмоциональных проработок.

Рабочий же инструмент для поддержания постоянного состояния неотождествления - это осознавание 4-го измерения себя.

-----------------------------

* Концентрация создаётся с помощью напряжения.
Напряжение при концентрации нужно не для того, чтобы воспринимать объект концентрации, а чтобы не воспринимать всё остальное, чтобы ограничить восприятие всего остального.
А само внимание во время концентрации ( а также и во всех остальных случаях )  действует безусильно. Оно действует безусильно и по отношению к тому, что воспринимается периферийно, и по отношению к тому, на чём происходит концентрация.
Во время концентрации то, на чём происходит концентрация, воспринимается более чётко, чёткость восприятия увеличивается из-за того, что понижается чувствительность органов чувств по отношению ко всему тому, что не оказывается в области концентрации, и поэтому повышается чувствительность по отношению к тому, на чём происходит концентрация.
Концентрация - это уменьшение получаемой информации в области за пределами концентрации и увеличение получаемой информации в области, на которой происходит концентрация.

медитация, о доброте

Previous post Next post
Up