Тринадцать правил.
Есть такое расхожее мнение, что копия заведомо хуже оригинала, и с этим трудно спорить, действительно подавляющее большинство творцов, взявшихся за ремейк, преследуют цель, банально скопировать оригинал, и что-то подсказывает, что причины к этому могут быть различны, однако результат, как правило, один - копия остается копией. Тем не менее, приходит на ум что фильмы на литературной или театральной основе являются, по сути, ремейками, однако ни кому не придет в голову абсолютный процент фильмов отнести к низкопробной категории. Стало быть, дело не в терминологии, а в каждом конкретном случае. Режиссер, подошедший творчески к задаче, я считаю, вполне способен сделать по-настоящему стоящий фильм даже из ремейка.
Адаптация иностранных фильмов к американской аудитории тема отдельная, особенности проката на отдельно взятой территории, создали практически новый жанр кино, а в каждом жанре бывают и хорошие и плохие образцы.
Для начала рассмотрим не плохой, на мой взгляд, вариант от Даниела Стамма «13 грехов» 2014 года, снятый по тайскому фильму 2006 года «13 заданий» Чукайт Саквееракул, который в принципе сам не является таким уж оригинальным, а раскрывает тему многих фильмов сюжет которых построен на некоем смертельном реалити, таких как «Игра» и «7» Финчера, или даже пресловутой «Пилы», или «Бегущий человек».
«13 заданий» конечно далеко не шедевр, но в нем присутствует некая оригинальная фишка и несмотря на современный урбанистский антураж, национальная тайская специфика. В связи с этим, фильм смотрится довольно интересно, несмотря на некоторые затянутости, ляпы и нестыковки. Смысловой ряд фильма довольно условен, что не скажешь о ремейке, сюжет которого четок и конкретен и само собой исправлен от многих несоответствий.
Основное достоинство оригинала, конечно же, сквозной сюжет: герой - не совсем удачливый офисный работник и некое реалити шоу с серьезными испытаниями и соответствующим вознаграждением, само собой эта формула осталась неизменной в ремейке.
Остались неизменными, так же самые зрелищные, забойные эпизоды, однако сосредоточимся на различиях. Большинство изменений произведенных в ремейке относительно оригинала, на мой взгляд, пошли на пользу сюжету и первое это пролог.
Надо сказать, что эпизод вспоможения старушке в оригинале, остается непонятен, в лучшем случае до середины фильма, а в ремейке эпизод с членовредительством старушке же, сразу вводит в курс дела, при этом, не нарушая общей линии на наличие старушек в кадре, единственный минус - переизбыток разнообразных бабушек в ремейке, в то время как в оригинале, кажется одна и та же… хотя может я и ошибаюсь…
Второе различие, то что у героя в оригинале, практически сразу же отбирают автомобиль, возможно, этим авторы хотели повысить градус сочувствия, однако пожертвовали его мобильностью, а стало быть, динамичностью. Возможно герой без автомобиля в американском ремейке, смотрелся бы слишком дико, поэтому наличие авто потянуло за собой другие изменения, и многие в плюс.
Что касается личной жизни сабжа, в оригинале он сам метис, и имеет двух подруг, одну бывшую а другую будущую, в ремейке же герой имеет одну чернокожую беременную невесту, совмещающую двух (в самом деле, зачем две? один хрен на одно лицо) оригинальных и в довесок брата инвалида, как выяснится позже, для соревновательности.
Теперь что касается непосредственно похождений: первые два эпизода, с мухой и детьми остались неизменными, не считая количество обиженных детей и связь заданий с воспоминаниями сабжа, демонстрируемая флеш-мобами, что придает оригиналу, конечно некую глубизну и многозначность, но жертвует реалистичностью происходящего, ведь реально трудно себе представить некую настолько могущественную организацию, влезающую не только в каждую дыру за героем, но и в каждую его извилину.
Далее в действие внесены многие изменения, эпизод с говном перенесен опосредованно в пролог, как стихотворение, шокирующее высшее общество на приеме, исключена драка в автобусе… в связи наличия автомобиля, и вот такой вот живописный персонаж заменен на унылого пиндосовского бомжа…
И возможно это единственный минус отрезка. Вместо всего этого вшит более вменяемый эпизод с поджогом церкви, больше внимания уделено полицейскому расследованию (введен креативный персонаж Рона Перлмана), и наконец, обозначен принцип соревновательности, необходимый для логического эпилога.
Далее следуют сильные эпизоды с трупом и избиением стулом, измененные только в деталях, причем весьма нереалистичная но социально-направленная трупная сцена из оригинала, остроумно доработана с помощью стеба над полицией, а стулом избит не хахаль бывшей (за отсутствием оной), а школьный обидчик, что вполне в духе амерских заморочек.
И еще одно, сцена с отрезанием руки, как показалось, была вставлена исключительно ради сексуальной сестрички - аналогичной официантке в оригинале.
В концовке фильма содержатся наиболее эффектные и неожиданные эпизоды, в целом сохраненные в ремейке, однако переработанные в нюансах.
Во первых расследованием занимается подруга главгера и по совместительству штатный программист, с помощью вот такой винды и эксплорера к ней…
В ремейке это активист-любитель с пухлым бумажным досье…
В оригинале к самому забойному эпизоду с мотоциклистами аккуратно подводят с помощью уже известной бабки.
Массовое убийство, хоть и неосознанно совершает сабж, кроме того он еще убивает собачку подруги, как условие продолжения игры.
В ремейке же диверсию совершает неизвестный соперник, а герой активно, хоть и безрезультатно пытается помешать.
И наконец, перед финальным катарсисом, наш алчный друг еще убивает… корову, что в Таиланде, возможно, куда больший грех чем массовое убийство и меньший чем убийство папаши, хоть и такого говнистого… Ясен пень, что в американском варианте финал несколько переработан.
Выкинули собачку и коровку, зато усилили внутрисемейную разборку, то бишь срачь…
Кроме того изменили в целом образ организации проводящей шоу.
В оригинале это нечто вроде обычного ТВ реалити, с циничным подростком во главе…
В ремейке это могущественная всемирная организация, так и оставшаяся за кадром, обозначившая свое присутствие в финале, символически вбитыми в карту мира гвоздями, возможностью манипулирования полицией и зачисления/списания средств со счета сабжа.
Подведем итог: в целом мы имеем два вполне равнозначных, самоценных фильма, вполне смотрибелных, для своего бюджета, с достойной актерской работой, исполнителей главных героев, динамичным сюжетом и сохранением интриги. Национальный тайский колорит заменен национальным американским, и что немаловажно сохранена общая ироничная составляющая, причем совершенно оригинального местного характера. Ремейк здесь не является плоской копией, как многие дорогостоящие проекты, он во многом выигрывает за счет изобретательности и качественно переработанного материала, балансируя где-то на грани: «ремейк», «по мотивам» и «самостоятельный».
Единственное серьезное нарекание, на мой взгляд, связанно с типичным «голливудским финалом», хотя собственно, чего еще ждать от Голливуда.
Правила ремейка. Часть вторая.