«La Vallée» Барбе Щредера по сценарию Поля Жегоффа, был выпущен в 1972 году, не смотря на саундтрек от традиционно дружественных Щредеру Pink Floyd, фильм был обречен на тотальный кассовый провал. Дело даже не в качестве, кое действительно не самое высокое, что для арт-хауса зачастую обычно, а в совершенно оригинальном, непонятном для 72го, идущим вразрез с тогдашним императивом, философским посылом. Однако, лично для меня этим то фильм и ценен, как впрочем, ценно в целом творчество Щредера. Барбе никогда не шел в русле популярных общественных установок, в его фильмах нет однозначных ответов и заигрывания с каким бы то ни было политическим мейнстримом. Если говорить прямо, то «Долина» - фильм о тупиковом пути в кислотно-философских изысканиях популярнейших в то время, в Европе хиппи, не думаю что подобная трактовка пришлась по душе прихиппованной европейской молодежи.
Сначала сюжет. Он строится вокруг группы молодых людей, определенно французских хиппи, отправляющихся своей небольшой коммуной в экспедицию в Папуа-Новую Гвинею, на поиски некоей «долины» - белого пятна на карте, по слухам, «рая на земле», откуда никто не возвращается, потому что… рай жи. Долина находится в труднодоступных горных районах острова и скрыта облаками, потому ее и с самолета хрен увидишь, кроме того это табуированное папуасами место, где действует государственный запрет на посещение. Однако все эти мелочи конечно фиг остановят упрямых путешественников, в поисках кайфа.
Основные действующие лица сего экзотического роуд-муви, два антагониста - Оливье и Гаэтан. Гаэтан финансирует предприятие за счет собственного небольшого наследства и является отмороженным идеалистом, Оливье, по всей видимости, хиппи-путешественник со стажем, начинает критически переоценивать «цели и средства». Кроме двух напарников, присутствует пара девушек-хиппи, все они практикуют обычные хипповские ништяки - свободную любовь, наркотики и песни у костра. Небольшой лагерь расположился на побережье, они ждут разрешения отправится вглубь острова.
Вивьен - типичная средне-буржуазная тетя, за рулившая на остров в поисках товара для своего парижского бутика экзотических предметов. Тетю интересуют перья «райской птицы», однако введенный жесткий запрет, ставит жирный крест на ее интересах, в любом случае, Вивьен к вечеру ждет ее муж - французский консул в Мельбурне. Вивьен играет Бюль Ожье, та самая из «Скромного обаяния буржуазии», не могу точно сказать были тогда уже отношения у Щредера с Ожье, однако впоследствии они проживут вместе долгую жизнь, а в начале 2000х даже поженятся. Однако вернемся к сюжету.
Нарисовавшийся на горизонте Оливье, вносит смятение в планы Вивьен, уж больно она хочет перья, и… решительно завалившего ее Оливье. Надо сказать, что актерская работа Ожье, единственная достойная в картине, на мой взгляд ей вполне удалось передать трансформацию светской дамы в хиппушку, даже ее лицо как то сильно изменилось к финалу, хотя возможно все дело в гриме. В общем вся компания отправляется в путешествие, с ними даже есть ребенок лет десяти, сын одной из подруг. Передвигается коллектив на внедорожнике, на лошадях и в конце концов пешком, по ходу пьесы их ждут долгие философские беседы, трипы, совместные тусовки с папуасами и перекрестные сексуальные контакты, с неизбежностью, и даже необходимостью коих Вивьен таки соглашается. Кстати о папуасах.
Во время съемок, в той самой местности как раз проходил национальный папуасский праздник «поминовения предков», отмечаемый один раз в два года и собирающий до пяти тысяч народу окрестных племен, само собой такое событие Барбе не мог пропустить, поэтому фильм местами напоминает документалку от National Geographic, в которой совершенно охреневшие актеры тонут в толпе разукрашенных туземцев. Собственно после праздника Оливье озвучивает свои «крамольные» соображения о невозможности современного человека «слиться с природой» и «стать как они (дикари)», по причине бесповоротно утраченной «невинности». Да и сами папуасы, для которых танец это не просто танец, а «танец на костях», по сути упрощенная модель «цивилизации» с общественными установками, запретами и жесткими рамками.
Тем не менее, не смотря на все дискуссии экспедиция продвигается в глубь и вверх, Вивьен уже и забыла о своих перьях, муже и бутике. Окрестность становится заметно горной, чудики, закутавшись в шмотье, продвигаются сквозь туман - те самые облака закрывающие мифическую долину. Не в силах двигаться дальше, они валяться на склоне, на траву, на их лицах растерянность и разочарование, как сказал в фильме Шаброля
«Pleasure Party» герой Жегоффа, «свобода это холодно, голодно и неуютно». Вивьен всматривается в туман и сообщает что она видит долину, что вызывает откровенное недоверие у спутников, честно говоря, и у меня тоже. Ни хрена я там в тумане не увидел, да и возможен ли вообще рай на земле?...
Немного о саунде. В связи с тем что проект предполагал съемки в экспедиции и вообще был довольно громоздким, Щредер заказал саундтрек заранее, Pink Floyd писали музыку в тепличных условиях отличной студии, но имели перед глазами только общую концепцию фильма. Впоследствии музыка тупо накладывалась на видео ряд, не всегда органично, тем не менее саунд все же вышел вполне доставляющий, недовольные флойды выпустили диск с отличным от фильма названием « Obscured by Clouds», диск имел неплохие рейтинги, и прекрасно подготовил почву перед выпуском „The Dark Side of the Moon“.
Click to view