Пять фильмов об одной проблеме
Креативный порно-режиссер добавляет в сценарий
сцены ревности, утраты первой любви и трагедию одиночества.
из профессионального резюме
Тема конечно, супер-обширна. История порно-индустрии, как история самого кинематографа - комична, эпична и драматична одновременно и охватывает целиком весь двадцатый век, уходя корнями в 19й, при этом имея довольно непредсказуемые перспективы в 21м. Ко всему, имеет глубокий духовный, этический и философский смысл, а может их обратное значение, об этом спорят, пишут диссертации и издают законы. Порнуха разрастается практически до размеров сектора экономики, теснит большое кино, а кое где с ним смыкается.
Многие режиссеры малобюджетного сектора 70х, начинали именно с порнухи, а некоторые не один раз дрейфовали от сексплуатации к хардкору и обратно, хотя сами по себе индустрии все же существовали раздельно. В 80х эксплуатационное кино заметно подорожало, а сцены откровенного характера стали провокационней и заполнили кинематограф всех уровней, от арт-хауса до блокбастеров. В 90х уже было трудно отличить эротический фильм «со смыслом», от порнографического «беспощадного и бессмысленного», индустрии практически слились. А в 00х, в кинематограф обычного, казалось бы, формата, режиссеры экспериментаторы стали добавлять совсем уже реальные хардкор-эпизоды.
Однако все эти чудесные трансформации оставались в основном за кадром, хотя сама по себе тема «кино о кино» всегда была довольно популярна, но вот «кино о порно», почему то оставалась неразработанной. Фильмов подобной тематики катастрофически мало, однако они есть и некоторые я попытался вспомнить. Надо сказать, что все эти фильмы, хоть их и мало, довольно высокого уровня, сняты уважаемыми мной режиссерами, отличаются оригинальной формой подачи, и тему копают глубоко, так что если кто не смотрел, смело можно эти картины рекомендовать.
1966. Сёхэй Имамура. Порнографы: Введение в антропологию.
Шестидесятые - золотое время японского кино, а Имамура один из самых известных его представителей, ставший классиком при жизни. Смелости чувака можно только позавидовать, ибо снять в 60е фильм о порно, само по себе необычно и странно. Проституцию, к примеру, еще можно как то романтизировать, а порно представляется совсем как то безнадежно пошлым.
Имамура, к слову, в отличие от европейской «новой волны», вовсе и не собирался лепить «драму на мелодраму», его «Порнографы» это довольно едкая сатира, а история дядьки занимающегося «съемкой» вовсе лишена какого либо пафоса и назидательности.
Фильм в чисто Имамуры жестком и ироничном стиле препарирует сегмент «японского чуда», с хирургической четкостью. В некоторых местах повествование где то даже переходит грань для 1966 года, однако в визуальном смысле, картина не имеет практически ни одной откровенной сцены.
По сюжету фильм представляет собой рассказ о непростом существовании «перца» занятого в отросли - некоем Огата из города Осака. Образ господина Огата далек от классического инфернального растлителя, это затюканный со всех сторон дядька, пытающийся накишарить немножко на жисть, в условиях дикого например капитализма.
Занятия рискованным промыслом Огата не приносят счастья не в личной жизни, не в финансовой, на его копеечный заработок нацелилась целая стая стервятников, от полиции до якудза, а в приемной семье царит тотальное лицемерие. По мере погружения в «нелегальную деятельность», дядьке основательно сносит крышу, впрочем, это только небольшой эпизод в общей системе существования «обезумевшего общества».
Фильм был снят по нашумевшему роману Акиюки Нозаки, в свое время поддержанном Мисимой и Йошиюки, и стал настоящим прорывом Имамуры в мировое кино. Некоторые эпизоды фильма просто потрясающие по степени иронии и черного юмора, а супер-идея имхо спроецировать порно-сообщество на все не особо здоровое японское общество периода «экономического чуда».
1979. Пол Шредер. Hardcore.
Есть у меня смутное чувство что «Хардкор» Шредера как то повязан с вышеописанным фильмом Имамуры, возможно через интерес к личности Юкио Мисима, о котором в 1985 даже снял фильм («Мисима: жизнь в четырех главах»), да и вообще Шредер как кинокритик высоко ценил японское кино, а как сценарист даже пробовал писать сценарии по «японской тематике». Правда его сценарий к фильму «Якудза» продюсеры запороли и передали на правку Роберту Тауну - известному успешной работой с Полански над «Чайнатауном». Кстати говоря, Шредер как и Плански всегда тяготел к неонуару, эстетику которого нарочито постарался придать и «Хардкору».
Откровенно говоря, я не понимаю почему американцы невзлюбили «Хардкор», возможно он шел несколько вразрез с тенденцией кино конца 70х, с его ностальгией по Калифорнии хиппи, попытками романтизировать порок и выстроить сюжет на герое со скрытой склонностью к оному, но ацки перебарывающем эту свою склонность.
Так вот, ничего этого в фильме Шредера нет. Есть там довольно прямолинейный сюжет где сопоставляется две Америки - протестантистская ортодоксальная Америка Среднего Запада и развращенная Америка мегаполисов, и ее воплощение - Калифорния.
Представитель «одноэтажной Америки» кальвинист Джейк Ван Дорн, в исполнении Джорджа К. Скотта, вынужденно попадая на самое дно Лос-Анджелеса, вовсе не рефлексирует, как того хотели бы многие американские критики, это человек в возрасте, с четкой жизненной позицией. Шредер придал персонажу черты своего собственного отца, вероятно он не понаслышке представлял себе людей из Гранд-Рапидс - родного городка самого режиссера.
Да и ситуация когда молодой человек стремится вырваться из тисков такого вот Гранд-Рапидса, и в результате попадает в другую крайность, тоже как представляется авто-биографична. В этом смысле финал, в котором блудная дочь Ван Дорна, все же соглашается вернуться, выглядит вполне логичным и реалистичным, хотя многим критикам режиссера он показался неестественным. Видимо они представляли себе более реалистичным если бы убежденный кальвинист проникся «свободой», сошелся бы с проституткой Ники, организовал собственную порно-студию в долине Сан-Фернандо и стал бы снимать свою дочку в главных ролях.
Ну а так как никаких таких прелестей фильм 1979 года не содержал, его как представляется оценили крайне низко, он не попал вовсе не в какие номинации, хотя лично мне картина кажется очень достойной, а игра большинства актеров достойна похвал, особенно пары Скотт - Хабли (Ники).
Теперь что касается описания непосредственно «индустрии», здесь Шредер красок не пожалел, в картине показаны наверное все какие только возможно разновидности секс-услуг и организация порно-бизнеса в Калифорнии, на пике его пышного расцвета. Персонажи здесь колоритные, детали воссозданы в подробностях, а все бытописание выдано как можно более отстраненно, об отношении автора говорит только максимально темная (нуар таки) стилистика.
Кстати говоря, с того самого лос-анджелесского порно-воротилы, как будто был срисован Джек Хорнер в исполнении Рейнолдса в фильме Пол Тома Андерсона «Ночи в стиле буги» 1997 года выпуска, по крайней мере рассуждают деятели о тонкостях профессии однозначно в одном ключе, видно что разбирался сценарист в сути вопроса.
1997. Пол Томас Андерсон. Ночи в стиле буги.
Поразительно стильные фильмы у Андерсона, яркие, динамичные и полные скрытой иронии, хоть при этом он и жертвует буквальным следованием реальным фактам. А большинство своих картин Андерсон снял именно по мотивам реальных событий, и о реальных персонажах.
«Ночи в стиле буги» я смотрел раза три, и в первый раз мне показалось что фильм снят с исключительной симпатией к этому вот веселому и яркому «бизнесу», однако скоро я убедился что это в большей степени стеб и чернючий как душа некрофила, своеобразный юмор.
Сам фильм это целый эпос, посвященный сабжу, сценарий нетленки вполне можно поставить в один ряд с «Цементом» Гладкова или «Поднятой целиной» Шолохова (шутка). «Очень широко представлена» жизнь крупной порно-студии, с ее буднями и праздниками, а так же большим дружным коллективом.
Подробный обзор картины я уже делал, сравнительно еще одного фильма - «Wonderland» 2003 года, оба они касаются громкого криминального события произошедшего в Лорел Каньоне в 1981 году, а именно группового убийства на Уондерленд 3678, в котором был замешан известный порно актер Джон Холмс. В обзоре я попытался сравнить два подхода к реконструкции одного и того же события, реалистичного, подробного и обывательски-поверхностного - как в «Wonderland» и иронично гиперболизированного как в «Boogie Nights».
Впрочем все события в картине Андерсона развернуты под очень таким легким юмористическим углом… сначала, но тем неожиданней они в своем логическом финале - не по децки жестком и шокирующем. «Серьезный» несерьезный бизнес это не игрушки, это кровь и опустошение, это главный посыл «Boogie Nights», так же как и жизнь главного героя, ушедшего от ответственности в 1981 году, но не ушедшего от кармы в 1988м.
Через год после выхода «Boogie Nights», в 1998 году Алексей Балабанов наконец выпустил свой многострадальный «Про уродов и людей» - пожалуй самый жесткий фильм в основе сюжета которого показано начало коммерциализации порока.
1998. Алексей Балабанов. Про уродов и людей.
Фильм довольно известный, сам Балабанов считал его лучшим своим фильмом, для того чтобы завершить этот авторский проект, ему пришлось снимать откровенную «коммерцию» - Брат и Брат-2.
Кстати говоря, зарубежные инвесторы совсем не проявили интерес к фильму, как то не зацепила их история декаданса и зарождение порно-индустрии Петербурга, начала века, им бы только медведей с балалайками, гулаг, да кровавую гебню.
Не буду пересказывать сюжет, в котором много ярких персонажей и неожиданные повороты, хочется только отметить, что Маковецкий в роли абсолютного антагониста Йоганна, пожалуй прыгнул выше головы, его персонаж просто ацки неприятен.
Вообще, данная кино-притча Балабанова (а у него все фильмы - притчи), пожалуй самая стильная лента в карьере, по форме стилизация под немое кино (когда собственно и зародилось порно), а по содержанию - настоящая достоевщина, в самом сотонинском своем роде.
Глубоко копнул Балабанов, найти хоть одного человека, среди окружающих уродов, будет довольно трудно, так же как и разобраться в природе возникновения темного начала, в обычных с виду людях.
Однозначно, одна из самых сильных картин постсоветского кино, как то даже неловко говорить о следующем фильме, настолько он плоский по сравнению с балабановским, но из песни слов не выкинешь.
2008. Кевин Смит. Зак и Мири снимают порно.
Простая романтическая комедия, с необычным по форме сюжетом, как раз то самое кино которое так хорошо выходит у Смита, пусть даже там и нет Молчаливого Боба.
Сюжет такой. Чувак и чувиха, снимают совместно жилье, но сохраняют исключительно дружеские отношения, что само по себе уже трэш. У них понимаешь, нет даже дружеского секса, зато есть нежные платонические отношения, вот такое извращение на просторах Пенсильванщины.
Само собой, подобный нонсенс должен окончится еще более несуразно, чем начался - организацией порно-съемок, в почти профессиональном смысле (снимаются реальные порно-актрисы).
Спорить не буду, фильм местами довольно забавный, правда некоторые шутки несколько переходят грань фанатизма, да вот факов америкосовских более 200 штук, что для романтической комедии… самое оно. Все это впрочем, для Кевина вполне обычные дела, и кому по кайфу кинематограф Смита, «Zack and Miri Make a Porno» должен по любому зайти.
Ну и из всей подборки сей опус пожалуй наиболее либерален в отношении порно-движухи, он вообще не заморачивает зрителя какими либо морально-этическими или философскими телегами, и допускает лишь небольшую иронию.
В общем могу посоветовать «Zack and Miri Make a Porno» только зрителям с очень устойчивой жизненной позицией и твердым моральным стержнем, прочих же либералов картина может навести на пагубные мысли о легкой и ненаказуемой возможности срубить баблосов при помощи подручных и приятных средств, да еще и женится на прекрасной скромной девушке. Таким простакам можно посоветовать после этого, снова пересмотреть вышеприведенные четыре фильма, по любому они того стоят.