Что одинаково мило как прогрессистам всех стран, которые спят и видят во снах стекло, алюминий и прочие атрибуты Дивного Нового Мира, так и замшелым мракобесам, ищущим пророчеств или прорицающим самостоятельно? Это, разумеется, будущее.
Но будущее уже сейчас присутствует в настоящем, поэтому можно попытаться увидеть его здесь "как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1Кор. 13:12). И что представляет нам будущее лучше, чем молодежь - ее чаяния, мечты, настроения, запросы. Недавно речь в этом журнале зашла о 18-летней девушке,
ушедшей из родительского дома и одновременно подавшей на родителей иск с целью признать ее их иждивенцем несмотря на ее совершеннолетний возраст, чтобы она жила отдельно, а родители продолжали бы ее содержать и платить за ее образование. Докладываю, что этот конкретный конфликт разрешается благополучно. Судья отказал в бОльшей части пунктов иска взбалмошной дщери, назначив заседание по вопросам об оплате ее высшего образования на апрель. Однако родители и дочь примирились, и она возвратилась домой.
Однако это отдельный, хотя и очень выразительный случай. А как обстоят дела в целом? На днях было опубликовано
исследование настроений так называемого поколения "тысячелетних" (оно же поколение Игрек; к нему обычно относят тех, кто родился начиная с 1981, но в этом исследовании считали только тех, кому уже исполнилось 18 лет на момент опроса, т.е. рожденных ранее 1997 года) в сравнении с поколением Икс (родившихся в 1965-1980), поколением "беби бумеров" (вообще-то это люди рожденные в 1946-1964 гг., но в анализ брали данные только тех, кто родился в 1950 году и позднее), и т.н. "мочаливым поколением" (это те, кто родился во время Великой Депрессии и последующей войны в 1928-1945 гг.).
Что же говорит нам молодежь об интересующих нас предметах? Их экономическое положение и политические взгляды в смысле партийных симпатий меня не слишком волнуют, а вот взгляды на общество и религию, а главное - реальный жизненный выбор - очень даже интересуют. "Тысячелетники" несомненные либералы или те, кого сейчас так принято называть. Например, они поддерживают права сексуальных меньшинств (51% среди "тысячелетников" против 37% даже среди совсем еще не состарившегося поколения Х и 32% среди "молчальников"). Сорок девять процентов "тысячелетников" одобряют деятельность президента Обамы, в то время как среди "молчальников" сторонников Обамы всего 35%.
Либеральные взгляды сказываются и на жизненном пути - "тысячелетники" неохотно образуют семьи. Среди "тысячелетников" в возрасте от 18 до 32 лет всего 26% семейных, в то время как в том же возрасте было женато 48% "бумеров" и 60% "молчальников".
Взглядам "тысячелетников" на общество соответствуют их взгляды на веру в Бога. Число тех, кто по данным опроса не верит с существование Бога выросло с 5-6% во всех предыдущих поколениях до 11%. При этом число тех, кто считают себя людьми религиозными снизилось до 36% (против 52% и 61% среди "бумеров" и "молчальников", соответственно). Более того, процент тех, кто не считает себя связанными с какой-либо религией, среди "тысячелетников" увеличился до солидных 29 с жалких 9 среди "молчальников" и скромных 16 среди "бумеров".
Казалось бы, Дивный Новый Мир успешно наступает. Растет поколение, не связанное путами старого режима, поколение отвергающее условности. Мир постепенно заселяют люди со светлым, не замутненным испанской инквизицией и "обезьяньими процессами" взглядом на жизнь.
Click to view
Но радостную картину портят отдельные недостатки. На вопрос "Считаете ли вы, что большинству людей можно верить, или что людям в отношениях с ними не стоит слишком доверять?" около 40% "бумеров" и "молчальников" ответили, что доверять можно. Но доверчивых оказалось только 19% среди "тысячелетников". Каким образом такой светлый взгляд на жизнь может сочетаться с таким недоверием к людям? Что бы по этому поводу сказал
Константин Сергеевич?