Крепость, основанная в 1812 году, просуществовала 29 лет и была эвакуирована. Тому было несколько причин. Морскую выдру почти всю перебили; сельское хозяйство оказалось не таким прибыльным, как ожидали;
права на окружающую поселение территорию Мексика уступала только за признание ее российским правительством, но поскольку в это время Мексика была уже независимой республикой, ее признание было неприемлемо для императора Николая I.
Благодаря этому последнему обстоятельству мексиканцы, а также надвигающиеся с Востока американцы беспрепятственно селились на землях, которые Компания считала своими. В результате пользы от поселения было немного, а средств на его поддержание требовалось немало.
Последние обитатели покинули колонию 1 января 1842 года, так что время ее существования примерно соответствует годам жизни Лермонтова.
Форт, а также прилегающую территорию, продали американцу, который вскоре после этого разорился вчистую. Строго юридически, Российско-Американская компания не имела прав собственности на эту землю, так что в отношении земли сделка была неофициальной.
После этого окрестности форта поменяли несколько владельцев. С 1873 года землями, на которых стояло поселение Росс, владело семейство Колл (Call). На этих землях устроили ранчо, на берегу бухты - транспортер для погрузки леса на торговые корабли.
Вот этот транспортер на старинной фотографии.
Без гарнизона и жителей деревянный форт разрушался, но еще в начале 20 века башни и другие постройки сохраняли свою форму, как это видно на фотографии 1911 года.
В эти годы форт, как и испанские миссии, стали восстанавливать калифорнийские краеведы-энтузиасты, но земли оставались в частом владении. В 60/70е годы 20 века штат Калифорния приобрел их, и Форт Росс стал парком и национальным историческим памятником. На этом история Форта Росс заканчивается и начинается его современная жизнь в качестве музея под открытым небом.
Мы приехали туда во время дня живой истории, который проводят один раз в год. В этот день в часовне форта служат Божественную Литургию (служил о. Андрей Ковалев из Свято-Николаевского Собора Русской Православной Церкви в Сан-Франциско), а реконструкторы показывают посетителям разные стороны жизни крепости и поселения в действии. Никаких особых комментариев тут уже не требуется, фотографии говорят сами за себя.
Фотографий богослужения я не делал, на сайте прихода не нашел, поэтому стащил из альбома о. Андрея с Пикасы фотографии Божественной Литургии в 2009 году. Привожу их здесь, чтобы познакомить вас с часовней.
А в это время на плацу проходили маневры ополчения. Регулярных войск в поселении не было, но было ополчение колонистов. Эти реконструкторы изображают ополченцев Крепости Росс.
А вот здесь они дают залп из своих ружей. Это, заметьте происходит во время богослужения. Такое вот богобоязненное ополчение.
Вот арсенал в доме Кускова.
Но ружья это только часть огневой мощи форта. Я уже упоминал большое число пушек в форте. Вот они.
Это пушка, установленная в блокгаузе.
"Три снаряда по товарищам" (с) "Что там на улице?"
На улице? Видно внутренний двор форта с пушками. В центре двора - колодец. На заднем плане - контора, и ремесленники/торговцы вдоль частокола. За частоколом - море.
Пушки. За ними - навес, под которым работают кузнецы.
А вот и кузнецы.
Тут же и другие стороны ежедневной жизни. Кухня, например. (К которой надо держаться поближе, когда от начальства - подальше.)
Колодец (и пушки, опять пушки).
Главные ворота (в сторону моря).
За воротами - заморские гости. Реконструкторы представляют торговцев из Компании Гудзонова Залива (британская компания, вроде Российско-Американской Компании, действовавшая на террирории нынешней Канады, которая в 1820е/30е годы активно осваивала Северо-Западное побережье Тихого океана).
Вот еще несколько интерьеров из дома Кускова. (Там, действительно, хранили запасы.)
В каком помещении слепил себе гнездо этот обитатель, я точно не помню.
И в завершении истории немного русского китча.